Окрестности замка Кабаре, ночь с 31 июля на 1 августа 1209 года
Златовласое солнце скрылось за острыми пиками гор, уступив место меднолицей луне, когда на деревенской площади появился бродячий торговец снадобьями в сопровождении грозного охранника – большого черного пса. Поскольку час был поздний и все честные труженики уже улеглись спать, коробейник не стал напрасно тратить время на поиски ночлега в деревне, а уверенно направился по той дороге, что вела к главной цитадели местного сеньора: трехглавому замку, в котором он не без оснований рассчитывал получить и более изобильный ужин, и менее грязную солому вместо постели, нежели в любой из крестьянских хижин. Расчеты его оправдались: услыхав от одного из стражников, что в коробе ночного гостя находится целый арсенал сильнодействующих лекарственных средств, донна Брюнисенда тут же распорядилась отвести его на кухню, накормить и напоить, и сама отправилась туда же, дабы по аналогии с Судом Любви вершить Суд Разума и выбрать из предлагаемых снадобий наиболее чудодейственное. Торговец был красивым, разбитным и словоохотливым малым, настоящим площадным зазывалой: учуяв интерес благородной дамы к своему сомнительному товарцу, он принялся расхваливать его на все лады, к месту и не к месту поминая Плиния, Авиценну и Маймонида и еще пару-тройку менее знаменитых имен из медицинской школы Монпелье. В результате донна Брюнисенда приобрела несколько унций порошка от блох для хозяйственных нужд, а лично для себя - успокоительное и освежающее средство, в состав которого, как поклялся его продавец, входили ростки ивы, ползучий клематис, тыква, сердцевина латука, почки розы, горький гранат и другие полезные травы. Как только госпожа удалилась, освободившееся место заняли служанки, наперебой пытавшиеся разузнать средства от слабости в груди, головных болей и любовной немочи.
Пока на кухне велись беседы на медицинские темы, состояние Каталины улучшилось: сжигавшая ее лихорадка прекратилась, и девочка пропотела так сильно, что сиделкам пришлось обтереть ее насухо и переодеть в чистую рубашку, заодно сменив и повязки. Тем не менее, рваные раны по-прежнему причиняли бедняжке сильную боль: спала она беспокойно, при малейшем движении издавая жалобный стон. Нова заснула на постели бок о бок с больной, Аструга бесформенной грудой тряпья примостилась в изножье кровати, оглашая комнату сердитым храпом. Ода так и не смогла последовать примеру своей младшей сестры и служанки и, тщетно попытавшись заснуть, встала и отправилась на кухню, чтобы взять там свежего питья для Каталины: Совершенный строго-настрого приказал поить больную подкрашенной вином водой в те краткие мгновения, когда она будет выходить из забытья. Подойдя ко входу в кухню, Ода услышала доносившийся изнутри мужской голос и чуть-чуть отодвинула плотный занавес, служивший дверью:
-…свежевыкопанный корень мандрагоры помогает от ядов и болей любого происхождения, а также от рожи, подагры, бесплодия, бессонницы, чумы и даже моли. В наших краях это чудо фармакопеи растет повсеместно, неподалеку от старых пней, окруженных сатанинскими грибами, и кустами кизила или боярышника. Главное – правильно извлечь сей полезный, но весьма кровожадный и крикливый корешок из земли. Самый действенный метод – привязать к ближайшему кусту черную собаку. Плиний утверждал, что пес черной масти, отвлекая взор мандрагоры на себя, впоследствии умирает в агонии. Вранье! Посмотрите на моего Черныша: сколько раз он присутствовал при выкапывании и, как видите, жив и здоров! Другой способ: поскольку при свете луны мандрагора размягчается нравом, в ясную полночь ее можно брать голыми руками, но только если руки эти принадлежат девственнице, - свежей и чистой, как парное молоко. Но прежде дева должна залепить уши воском, чтобы не оглохнуть от крика мандрагоры, и снять с себя все одежды и украшения. Наконец, наиболее крепкий и большой корень можно отыскать только под висельником и использовать его в качестве любовного приворота…, - Рассказчик облизал испачканный жиром указательный палец и назидательно поднял его вверх.
- Смертный грех! – сурово возразила кухарка Пейрония, скрещивая руки на могучей груди и неодобрительно качая головой. – Слыханное ли это дело: невинной христианской деве голышом скакать под висельником! Лучше б нам всем уши воском залепить, чтобы не слушать такие дьявольские речи! Заканчивайте с ужином, господин хороший, – и идите спать подобру-поздорову.
Ода отпрянула от занавеса и опрометью бросилась обратно в свои покои. По словам незнакомца, мандрагора исцеляла от яда и избавляла от боли. Но можно ли верить словам неизвестного шарлатана? И тут в ее памяти всплыла картина из детства: она ерзает на костлявых коленях Аструги и рассматривает хрупкую от старости страницу в большой толстой книге. На ней изображен странный человечек с руками и ногами, похожими на корни дерева, а вместо головы у него древесная крона. Аструга тычет своим корявым узловатым пальцем в картинку и говорит: «Мандрагора!» Ода вздохнула: она не знала, найдется ли в окрестностях отцовского замка хотя бы один висельник, зато кустов боярышника и кизила - видимо-невидимо, как и пней с поганками…И к счастью, в замке есть непорочная дева, которая ради душевного спокойствия мессена де Мираваля не побоится пойти в лес ночью, чтобы раздобыть там нужное его сестре лекарство! Вернувшись в свою комнату, отважная баронская дочь на цыпочках подошла к служанке, легонько потрясла ее за плечо и прошептала:
-Аструга, проснись!
Отредактировано Ода де Кабаре (2015-02-27 16:18:57)