Время королей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Время королей » ➤ Непрощенная земля » Кто старое помянет...


Кто старое помянет...

Сообщений 1 страница 20 из 24

1

Время: 3 августа 1209 года, утро

Место: на пути в замок Мирпуа

2

Возвращение в замок вышло далеко не таким триумфальным, как Пьер Роже и его спутники представляли себе, собираясь на ночную вылазку. Многие из окситанцев теперь нетвердо держались в седлах, страдая от ран, наскоро перевязанных товарищами. А некоторые и вовсе возвращались домой поперек седла, чтобы найти последний приют в земле своего сюзерена на старом кладбище под крепостными стенами. Две женщины, отбитые у франков, находились под надежным присмотром Берназета, но среди них не было той, что Пьер Роже так надеялся спасти. Мирпуа видел в глазах своих спутников невысказанные вопросы, сомнения, и как ему казалось, тени недовольства. И хоть никто из южан не роптал и не оспаривал его решения, молодой командир считал своим долгом объясниться с теми, кто ему доверился в том бою.

- Мессены, - начал он, когда два отряда потеряли друг друга из виду, и можно было больше не опасаться, что взаимное обещание больше не задевать друг друга окажется нарушенным случайной стрелой. - Друзья и братья. Вы отважно сражались и знайте, что я, как никто другой, разгневан на разбойников, именующих себя крестоносцами, потому что свои недостойные дела они творили на моих землях, и всему роду Мирпуа нанесена обида из тех, что испокон веков смывают кровью. Так случилось, что виконтессы де Тренкавель не было в лагере франков, граф де Понтье сбежал с пленницей, оставив остальных своих людей, как прикрытие. Мы могли бы вырезать их всех в назидание, но... Я понимаю и надеюсь, что и вы понимаете: судьба нашего края решится под стенами Каркассона, а не в стычке на берегу Эра. Ваши мечи, ваша отвага, ваша вера нужнее там, мы будем сражаться не ради мести, но ради спасения прекрасного города и всего, что он для нас олицетворяет. Воры, что тайно пробрались в  мои земли, чтобы нанести обиду беззащитной женщине... Что ж, пусть возвращаются сегодня к своим живыми. Мы еще встретимся с ними. Мы еще расплатимся... за все....
Пьер Роже тяжело перевел дух, убедившись, что некоторые речи порой даются труднее, чем самая жаркая схватка. И добавил уже тише, обращаясь к своим спутникам:
- Эн Арно, эн Раймон, если вы ожидали от меня большей суровости и непримиримости, прошу меня простить.

3

Шевалье де Прэ, на правах пленника, которому некуда деваться, выслушал речь рыцаря-Рыбака, с преувеличенным любопытством изучая кипарисовую рощицу на склоне ближайшего холма. Понял Готье далеко не все, - южный говор продолжал терзать нормандские уши своей непривычностью, - но то, что все крестоносцы воры и разбойники - уяснил. И к этому стоило привыкнуть, потому что именно "вором и разбойником" ему предстояло доживать свой век.
Кипарисы лениво покачивались на ветру, поднимающееся в небо солнце зноем стекало по кольчуге, напоминая про иные, такие же жаркие края, обитатели которых тоже не жаловали воинов Христа. Де Прэ вспомнил сарацинскую рукопись, кажется, ее составил секретарь султана Имад ад-Дин в те дни, когда отец Готье еще был молод и сражался в Палестине вместе с королем Ричардом. Мусульманин называл христианский замок, который осадили правоверные, "логово гиен, лес, населенный диким зверьем, пристанище бродяг, вертеп разбойников, убежище, откуда происходили все несчастья, причиной коих были они, место, откуда проистекали бедствия".
Что ж, на войне всегда так, у каждого своя правота, и у еретиков тоже.

Пленник вздохнул, облизнул пересохшие губы и поерзал в седле, пытаясь устроиться удобнее. Плечо снова болело, и эта боль, кажется, мешала вспомнить что-то важное.
Червленый крест на золотом фоне...
В жизни де Прэ было много червленых крестов, каждый, уходящий в Святую землю, нашивал на одежду крест, словно обещание, данное Богу, от этого простого ритуала делалось вернее, весомее, и про него можно было не только помнить, но и дотронуться в минуту слабости или когда жизнь бренная здесь и сейчас кажется дороже Царствия небесного. Говорят, здешние южные еретики не верят в адские муки, помещая ад прямиком на землю. Каково оно, жить в аду, несладко, наверное? Нет, иногда в жизни мелькает что-то адское, например, в бою...
И тут нормандец, наконец, вспомнил.
И червленый крест, и молодого южанина, с которым разговаривал рыцарь-Рыбак.

Акра, переполненная крестоносцами, прибывающими из-под Константинополя. Пылкие призывы вернуть, наконец, Иерусалим и гроб Господень. Окончание перемирия, ранняя осень, которая в Галилее сочится зноем не хуже, чем окситанское лето. Кфар-Канна, в которой Иисус превращал воду в вино, усыпанная бело-красными телами вырезанных во время рейда сарацин. Обожженные солнцем стены Хамы, которую они штурмовали дважды... Раймон де Ниорт, да, так его зовут.
Были ли они друзьями? Да они были почти детьми!
Пять лет назад девятнадцатилетний де Прэ оскорбился бы подобному обращению. Теперь Готье взирал на себя-прошлого со снисходительностью нового жизненного опыта, возраста и иронией, часто приходящей на смену утраченной благородной наивности.
Во время эпидемии они с де Ниортом потеряли друг друга, да, как раз тогда, когда Акра напоминала ад, таким, как его описывают клирики, стращая грешников. Потом Амори де Лузиньян заключил новое перемирие с султаном, разочарованный де Прэ вернулся домой, потому что в Нормандии началась война. Раймон, оказывается, тоже вернулся. У него дома тоже идет война, и теперь они друг для друга "воры и разбойники". Господь и дьявол, и это не ново, одинаково искусны в испытаниях, которые они нам посылают... Ладно, рощицей налюбовались, посмотрим на птичек.

Отредактировано Готье де Прэ (2015-12-10 20:11:31)

4

Арно де Бедельяк, чьи люди полегли все до одного, защищая виконтессу, по достоинству оценил благоразумие сына своего старого друга.
- Меньше всего я желал бы, чтобы ваши с эном Раймоном отряды разделили судьбу моего, - заверил он Пьера Роже. Жгучее разочарование, постигшее эна Арно в тот миг, когда он понял, что мадонне Агнес они помочь уже не смогут, утихло, уступив место полынной горечи сожаления о том, чего уже не изменить.
- Мы столкнулись с серьезной силой, жертвовать жизнями верных людей без достаточной к тому причины - непростительная роскошь.

Единственный представитель этой самой враждебной крестоносной силы мерил отстраненным взглядом холмы и совершенно не выглядел опасным. Заметно измотанный бессонной ночью и кровопролитным боем человек, такой же, как они все.
Воинское счастье переменчиво. Вчера днем сам эн Арно тащился пленником в хвосте французского отряда, сегодня пленен его пленитель. Окситанец вспомнил, с какой беспечной щедростью северный племянник норовил напоить его вином и накормить ужином, и помрачнел. С племянником, хвала Создателю, на этот раз все обошлось. А с де Прэ не обошлось. Бедельяк не собирался прощать франку ни воинственный звук рога, столкнувший защитников виконтессы с отрядом графа де Понтье, ни смерть эна Онфруа. Но сейчас бой окончен.
Придержав коня, эн Арно позволил тому поравняться со своим Атиллой. И после короткого колебания протянул северянину мех с водой.
- Берите, пейте.

5

Раймон задумчиво смотрел на озаренные лучами утреннего солнца горные вершины, на цветы лаванды, синеющие среди камней, на темные силуэты кипарисов, всегда напоминавшие  ему наконечники копий.. ..   В его отряде, счастливо избегшем  расставленной  ловушки, убитых не было, только  несколько раненых. Есть за что благодарить Господа.  Но Божья воля свершилась совсем не так, как он предполагал изначально.  Освободить виконтессу и предотвратить  задуманную франками подлость им, увы, не удалось. Потому на сердце было тяжело.  И к беседе он присоединился последним:
- Знаете, эн  Пейре, я поступил бы точно так же. Люди  дороже нескольких лишних франкских трупов, в которых особого смысла  сейчас  все равно  нет...  Те, кому отступать некуда , берут за свои жизни дорогую цену.  И платить ее уже явно не было  смысла.

Наклонившись, он машинально сорвал  цветок лаванды, какое-то время  крутил его в руке. А потом  в его голосе зазвучала прежняя уверенность:
-  Кроме человеческой справедливости существует еще справедливость высшая, и ее эти мерзавцы, отринувшие законы рыцарства, не минуют.  Чьей рукой она свершится – нашей или не нашей, Бог весть, но свершится обязательно.

Сейчас рядом с ним ехал только эн  Пейре. Молодой рыцарь  оглянулся –   эн Арнаут о чем-то беседовал с пленным франком.  И теплый  южный ветер в одно мгновение  сделался ледяным.
Или это морок, бесовское наваждение или перед ним тот самый рыцарь из Нормандии, что тогда в Святой Земле под  стенами Хамы, когда крестоносцы  узнали, что к осажденным идет подкрепление, первым поддержал его  безумную  идею – напасть на сарацинов, пока те еще на марше...

6

Мирпуа не был настолько уверен в высшей справедливости, чтобы во всем на нее положиться. И лично он намерен был предпринять кое-какие практические шаги по наказанию мерзавцев, по крайней мере одного из них, раз уж тот сам предложил свою жизнь в обмен на жизнь остальных негодяев.
Не будь его пленник франком, не будь в деле замешана знатная дама, с которой северные пришельцы обошлись недостойно даже по своим собственным законам, не говоря уже о традициях Юга, не будь Пьер Роже до глубины души задет предательством еще одной дамы, он счел бы поступок своего врага благородным. Но сейчас молодой рыцарь готов был полагать его чем угодно, - трусостью, хитростью, самоуверенностью, - в общем, деянием, не заслуживающим уважения, а следовательно, снисхождения.
Он проследил взглядом за взглядом эна Раймона и по-своему истолковал окаменевшее вдруг лицо своего соратника.

- Мой отец будет судить этого человека за разбой на дорогах, как он того заслуживает. Но в справедливости я ему не откажу, меч вместо виселицы, хотя грабителей у нас принято вешать.

Тут Пьер Роже почувствовал, что разговор о франке тяготит его, а неожиданное великодушие Бедельяка по отношению к пленному раздражает. И потому предпочел сменить тему.

- Я в долгу перед вами, эн Раймон. Не знаю, каким чудом вы распознали засаду, - но в долгу. Как и многие из тех, кого вы спасли, зарубив арбалетчиков.

7

- Благодарю.
Только почувствовав на своих губах кисловатый вкус приправленной вином воды, Готье осознал, как он хочет пить. А потому глотал жадно, смакуя теплую влагу и сожалея лишь о том, что у отца Отильды не нашлось для него ничего покрепче. Так, чтобы можно было опьянеть сразу до счастливого беспамятства, когда неприязненные взгляды больше не задевают, а собственная судьба уже не беспокоит. 
Да что ж они все пялятся на него в самом деле? Ждут, когда отрастут рога и копыта, или, наоборот, нимб мученика на головой воссияет?
Де Ниорт, похоже, тоже узнал своего товарища по пятилетней давности боям. Не видя больше нужды вдумчиво любоваться кипарисами или грязными узорами на котте, нормандец прямо встретил жгучий взгляд Раймона и даже слегка поклонился, приветствуя молодого южанина.
Рыцарь-Рыбак как раз рассказывал, кому крестоносцы оказались обязанными провалом плана Готье с засадой, и послушать о том оказалось для де Прэ поучительно. Ну кто же, если не давний приятель, станет причиной его безвременной кончины и торжества сомнительной справедливости?
Какого-то особой досады на де Ниорта он не испытывал. Молодец, что догадался. Догадливость эта стоила людям графа де Понтье многих жизней, но хитрость на войне всего лишь приправа к отваге, и Готье не в чем было упрекнуть тех, кто сражался с ним плечом к плечу, они сделали все, что могли.
Не удержавшись, пленник похлопал коня по крепкой, бархатисто-теплой шее.
- Потерпи меня еще немного, Атилла, скоро ты вернешься к своему прежнему хозяину.

Отредактировано Готье де Прэ (2015-12-13 10:04:11)

8

Произнесенное имя неприятно резануло слух. То ощущение, когда окружающие знают что-то, чего знать никак не должны. Некстати вспомнился разговор с Амори, о том что они, дескать, совсем не люди графа. и о том, что схватить мадонну Тренкавель приказал какой-то епископ. Хотя какое это имеет теперь значение, и с чего он вновь и вновь мысленно ищет оправдания для врага, который их не заслуживает?

- Что будет с вами, вы уже слышали, - сухо заметил эн Арно, обращаясь к северянину. - Но я хочу знать, что сделают с ней. Вы понимаете, о ком я говорю, надеюсь. Облегчите душу, мессен, ведь вы скоро предстанете пред судом Божьим. Расскажите мне, что задумали легаты.

Пока теплится жизнь, остается и надежда. И пусть они потерпели поражение теперь, вдруг?
Арно де Бедельяк был упорным человеком. Даже сейчас, когда между ним и женщиной, которую он поклялся защищать, оказались тысячи копий всего крестоносного воинства, он все еще не готов был отступиться от намерения вызволить мадонну Агнес из лап северян.

9

- Мне незачем беспокоиться о своей душе, - беспечно отозвался Готье. - Приняв крест, я получил отпущение Папы. Чего стоит слово какого-то южного сеньора-еретика против воли наместника Господа на земле?
Де Прэ разжал кулак, выдувая из него воображаемый песок.
Вера в непогрешимость папского Престола была его броней, Domine, dirige nos - его копьем, а известное нормандское упрямство - щитом. Ни страху, ни сожалению, ни угрызениям совести не оставалось места в этой экипировке.
- Почему бы вам не удовлетвориться тем, что сын виконта остался на свободе? - в свою очередь поинтересовался пленник. - С его матерью не случится ничего дурного. В заложниках бывали даже короли и королевы, с мадам де Тренкавель будут обращаться со всем подобающим ее положению почтением. Тем более, пока думают, что тот мальчишка, что она увезла с собой, и есть маленький Раймон Тренкавель.
"А вот что будет потом, когда обман откроется, я не знаю, - добавил де Прэ мысленно. - И не узнаю. Но это не моя забота".

10

Эн Арно хорошо знал лангедойль, он бывал на севере и, к тому же, был женат на француженке. И все же сказанное де Прэ поставило окситанского рыцаря в тупик. Он явно не понимал чего-то важного.
Маленький Раймон не попал в плен к крестоносцам вместе со своей матерью? О чем-то подобном Бедельяк подозревал, еще будучи пленником франков. Всю дорогу до реки, а потом вечером в лагере он так и не разглядел подле мадонны Агнес ее сына, видел только сынишку кормилицы. Среди спасенных Мирпуа и де Ниортом детей не было вообще. Виконтесса увезла с собой ребенка Беатрис, выдавая за сына Тренкавеля? И граф де Понтье об этом не знает? Но тогда откуда об этом знает пленник?
Тут самое время было потребовать объяснений, но эн Арно прекрасно знал, что услышит в ответ.
«Я вам не трувер».
Конечно, не трувер. Чертов нормандский упрямец, свято убежденный в правоте церковников.
Отчаявшись узнать что-либо у де Прэ, Бедельяк понял внезапно, что пролить свет на ночные события в лагере могли бы женщины. Кормилица наверняка знает хоть что-нибудь о судьбе своего ребенка. А раз так, стоит расспросить дам.
Тут эн Арно убеждал себя, что разобраться во всем важно ради виконтессы, а вовсе не потому, что он не согласен с категоричностью молодого Мирпуа, и тем более не потому, что обязан упрямому нормандцу жизнью, и, возможно, не только своей.
«Привет кузине, привет кузену».
Чтоб вам, крестоносцам, пусто было!

11

Морок рассеиваться явно не собирался. Мессир де Прэ  -  Готье де Прэ, нормандский рыцарь,  с которым  в Святой земле они когда-то сражались плечом к плечу,  встретив его пристальный взгляд ,поприветствовал Раймона легким поклоном, окончательно убедив  в собственной реальности. И в том, что реальность подчас может оказаться  похуже любого дурного сна.  На поклон  Раймон  не ответил – эн  Пейре очень вовремя заговорил о том, что его догадливость спасла жизни многим.

-  Шесть лет в Святой земле любого  приучат к наблюдательности,  –  ответил  он, повернувшись к Мирпуа, – Эн Арнаут говорил о дозорных на холмах, но на холмах никого  не оказалось. Отправиться на ночлег, не оставив часовых, может только тот, кто  желает поскорее отправиться в мир иной. Наши гости к ним явно не относились… 

Позади  них де Прэ самоуверенно  рассуждал  про принятый крест и заочное отпущение всех грехов. И от этих речей Раймону стало совсем не по себе.   О, mon Dieu... Его бывший товарищ, став участником беззаконного дела, до сих пор свято уверен в своей правоте!
Раймон придержал коня  и, поравнявшись с Готье, медленно  произнес,   нарочито выделяя каждое слово:
- С каких это пор, мессен, принимают крест, выходя разбойничать  на дорогу?

Отредактировано Раймон де Ниорт (2015-12-15 16:28:18)

12

Мессир де Прэ, от которого только что отвязался Бедельяк, успел облегченно вздохнуть по этому поводу, да и только. Милосердие одиночества сегодня пленнику даровано не было.
"Что ж, здравствуй, старый друг".
- Шевалье де Ниорт, вы оскорбляете меня, - предупредил он негромко. - И, будь у меня в руке меч, я удовлетворил бы ваше любопытство так, как подобает мужчинам рыцарского звания.
Конь под строптивым седоком негромко всхрапнул, чувствуя настроение Готье: с таким бы в битву, но пока шпоры не касаются боков, битвы не будет, и эта неопределенность человеческая сбивала Атиллу с толку.
- Не припоминаю, чтобы вы ловили меня за руку на разбое, Раймон, - в отместку упрекнул скорого на обвинения южанина де Прэ. -  А вот то, что вы теперь не там, куда призвал нас Папа Инокентий, и не с теми, кто принял крест в Лионе, заставляет думать, что вы больше не такой добрый христианин, каким были ранее.

Отредактировано Готье де Прэ (2015-12-15 17:16:25)

13

Де Ниорт смерил собеседника холодным взглядом
-   Увы, кроме как разбоем назвать то, что ваш отряд творил  на землях Мирпуа, при всем желании не получится.  О, mon Dieu,  до такой низости не всякий сарацин додумается! И вы, мессен де Прэ,  вряд ли оставались  в стороне от творимого беззакония

Бог свидетель, он предпочел бы  этому разговору любую битву, любую схватку с заведомо превосходящим противником  в самых невыгодных для себя условиях.  Можно прямо сейчас, когда ему нормально повинуется только одна рука. Только выбирать ему, увы, не дано. Раймон  устало прикрыл глаза:

- А то , что происходит сейчас на нашей земле , заставляет думать, что папскому престолу больше нет дела до Гроба Господня. Зато есть дело до богатых земель Окситании, - вполголоса  ответил он   бывшему товарищу. - И вы, мессен, поверили в самую большую ложь из всех, что способен измыслить отец лжи…

14

- И какое же такое беззаконие совершили мы на землях Мирпуа? - на всякий случай уточнил де Прэ. - Напали на вооруженный отряд и бились с ним честно. Вроде не детей на дороге зарубили. Или вы на войне никогда не были, Раймон? Нет, на войне вы были, - заключил нормандец иронично. - И потому сами напали на наш лагерь ночью, а не в открытую при свете дня.

Ему был симпатичен де Ниорт, в Палестине он казался молодому де Прэ идеальным рыцарем, которым сам Готье быстро разохотился быть. Потому что ходить по крови и не замараться дано только святым, а святые в бою большая редкость.
Но сейчас, когда южанин в который уже раз пытался свести священную войну против ереси к жажде наживы, его собеседник почувствовал раздражение. Да, Раймон хорошо знал крестоносцев, он когда-то был одним из них, и даже тогда в состоянии был отличить Хаму, на стенах которой они едва не отдали богу душу, от Иерусалима. Действительно, где Гроб, а где война!

- Не вам судить Папу, шевалье. И тем более не вам называть его отцом лжи. Вы богохульствуете, только послушайте себя! Вы уже отравлены ересью, сами того не понимая. Самое время сорвать нательный крест, растоптать его конскими копытами и уподобиться тем еретикам, что хулили божье воинство со стен Безье. Рассказать, что с ними стало?

Отредактировано Готье де Прэ (2015-12-16 21:46:05)

15

-Расскажите, мессен  Готье,  – в голосе Раймона теперь слышался  металл,  -   Только не забудьте сказать, что та же участь постигла всех жителей  Безье, ВСЕХ -   честных католиков, священников, не оставивших свою паству, женщин и детей,  которые укрылись в городском соборе.  Вы думаете, что  Господа радует вид горящих храмов?!  Кого он точно радует, так это врага рода человеческого…   Воистину , после такого  напасть на знатную даму, отринув все законы чести –  детская забава.. 

Да, время неизбежно меняет людей  и подчас не в лучшую сторону. Где тот юноша, что  так желал сражаться за дело Господне? Который так же, как он сам,  бросался  в бой , напрочь забыв о себе?

-Не знаю, чем вы занимались после того, как наши пути разошлись в Акре. Я все это время воевал в Палестине, сражался с язычниками  во славу Божию и возвратился оттуда недавно,  причем не по своей воле.  И если бы  не черные вести  о безумии, творимом  на христианских землях теми, кто именует себя воинами  Христа, я был бы уже на пути обратно… Значит, ныне это зовется ересью?

16

- Вы говорите много красивых слов, Раймон, - вздохнул де Прэ. - Но порой мне кажется, что вы не понимаете их смысла. Черные дела, белые дела... Ересь есть ересь, шевалье. Сарацины тоже веруют в пророка Ису, но это не делает их христианами. Так же не христиане те, кто оскверняет распятия, отрицает Царствие небесное и весь мир полагает адом и творением врага рода людского. Ради этой лжи вы сражались в Палестине? Лично я - нет.
Вы читали Писание, Раймон? Господь извечно карает тех, кто заслуживает кары. Он - наш небесный пастырь, и иногда ему приходится отделять агнцев от козлищ. Мор, потоп, Содом и Гоморра, не мир, но меч... Я не проповедник, знаете, возможно вам стоит поговорить с ними, они вам объяснят. Тем более, что вы ничего, кроме слухов, и не знаете. Даже про Безье.

Тут де Прэ показалось, что увещевания его слушает не только де Ниорт, но и прочие южане. Хотя все равно они ни черта не поймут, потому что французского языка не знают.

- Но я расскажу вам, как было дело, если вы и правда желаете знать, - продолжил нормандец. - Мы подошли к Безье и предложили им выдать две сотни еретиков и открыть городские ворота. Никакого беззакония и никаких грабежей в христианском городе, коли он и правда христианский. Но безьерцы лишь посмеялись над нами с высоты своих стен, понося дело Божье. Мы же не бросились на штурм, мы молились в надежде на то, что Господь вразумит их. Как бы не так. Епископ Безье отказался слушать богохульства и смотреть на разбитые распятия, он покинул город, предложив своей пастве сделать то же самое. Некоторые ушли, и никто не чинил им никаких обид. Мы поставили лагерь далеко от города, под стенами же расположились простые паломники и рутьеры, оборванцы, у которых и оружия-то было одна дубина на двоих. Все они показались горожанам легкой добычей, смельчаки из местных открыли ворота и бросились убивать безоружных пилигримов. И тогда людей охватила слепая ярость, они смяли нечестивцев и по их спинам ворвались в город, ворота которого стража не успела затворить. Это был Божий гнев, Раймон. И Божья кара. Если бы вы видели это своими глазами, как это видел я, вы бы и сами это поняли.
Сеньоры, спохватившись, пытались удержать сброд от кровопролитья, но было уже слишком поздно. Мы пытались остановить грабежи, но рутьеры не пожелали нас слушать. И тогда Бог снова явил свою волю, еретический город вспыхнул, как свеча, и все нечестивое добро обратилось пеплом. Потому что не грабить вас призвал нас Господь. Но спасти ваши души, пока это еще возможно сделать. И вы можете верть моей истории, а можете - нет. Господь вам судья такой же, как и прочим.

17

Не смогли остановить  или просто не захотели? Этого вопроса  де Ниорт так и не задал. Потому что уже не видел в нем  смысла… Он  слушал долгую речь товарища по прежним боям , снова прикрыв глаза...

Перед его взором вместо южных гор  снова были бескрайние пески Палестины. Вытянутая вдоль побережья полоска земли – все, что осталось  христианам  от  прежнего Иерусалимского королевства..  Триполи,Тир,  Яффа , Акра  – христианские цитадели на  земле,  христианам больше не принадлежащей.  Крохотные островки, окруженные бурным морем ,которое их неизбежно захлестнет…  Потому что остановить поклонников Магомета, коим нет числа, некому . Но воля наместника Бога на земле направляет христианских рыцарей совсем не в Палестину! Неужели Готье не замечает очевидного?

Так что когда де Прэ наконец закончил,  Раймон  ответил ему всего одной фразой. Точнее, вопросом:
- Скажите, Готье, чем  то, что сейчас творится на землях Юга  под знаменем Креста, поможет истинному  делу Господню, освобождению  Святого Гроба?

Отредактировано Раймон де Ниорт (2015-12-25 09:20:47)

18

- Я не провидец, -  пробормотал нормандец, поражаясь в который раз прямолинейности старого товарища. - Но скажу вам одно, Раймон. Святой Гроб не только реликвия. Это символ. Испытание верой. Посмотрите на юг, на мавров. Разве сражаться с ними не богоугодное дело? Разве Папа не призывает христианских рыцарей на помощь Арагону? Но ведь там... Язычники, да, но не Гроб.
И спросит вас Господь на пороге райских врат - зачем вы сражались в далеком краю, Раймон, и какой вам прок от моего Гроба, если нет в вас веры, и в своем собственном доме вы приютили ересь и еретиков, что губили бессмертные души людские ложным учением, и отправлялись эти души прямиком в ад? И что вы ему ответите, шевалье? Что вы из тех, которым сжечь языческий город в Сирии проще, чем прополоть собственный огород? В чем ваше Испытание?

Духовник де Прэ, щедро потчевавший свое духовное чадо епитимьями за божбу, богохульство и прочие недостойные доброго христианина вещи, сейчас мог бы гордиться убежденностью, звучащей в словах Готье, когда тот говорил о вере.

- Освобождение Святого Гроба - это торжество христианства над язычеством и ересью, и битва идет не только в Палестине, - заключил рыцарь. - Она идет везде, где вере угрожает опасность. Возвращайтесь к своим, Раймон. Вряд ли мы с вами сможем и захотим понять друг друга. Считайте, что это тоже Испытание.

Отредактировано Готье де Прэ (2015-12-23 19:03:52)

19

Тем временем шевалье де Бедельяк пытался разговорить женщин. И если донна Женевьева предпочитала отмалчиваться, возможно, памятуя, с какой легкостью отец Отильды был готов принести в жертву ее жизнь «не виконтессы», то Беатрис, истерзанная волнениями последних дней, обрушила на эна Арно поток слез и откровений.
- Эн Бертран увез молодого господина прочь в самом начале боя, и больше мы его не видели. А мадонна сказала, что мой мальчик и есть маленький виконт. Но ведь она правильно поступила, мессен. Иначе франки убили бы нас, зачем им лишняя обуза?
Тот пленный рыцарь? Кажется, он сразу догадался о подмене. Он позвал моего сыночка по имени. По имени маленького господина, понимаете. Но ведь дитя не умеет лгать, и Рауль не отозвался, когда его назвали Раймоном. Я едва от страха не умерла, а потом ничего. И этот франк сразу уехал, и другие больше ничего не спрашивали. А потом стемнело, и снова явился тот рыцарь, сказал, что мадонна должна немедля сесть в седло и ехать с его графом, куда он накажет. И что моего Рауля-аа....
Тут бедная мать зашлась беззвучными рыданиями, и Бедельяку потребовалось немало усилий, чтобы успокоить кормилицу, оставшуюся сразу и без родного сына, и без его молочного брата. Беатрис, прижав руки к налившейся нерастраченным молоком груди, все в конце концов поведала о том, что ребенка ее донна Агнес увезла с собой и крестоносцы все еще принимают его за Раймона. 
- Никогда, чует мое сердце никогда мне больше не увидать моего сыночка, мою кровиночку... Лучше б умерла, чем так вот жить и мучиться! - заключила несчастная женщина, и помрачневший Бедельяк невольно отвел взгляд.
Ни ей, ни ее ребенку, ни самой виконтессе он не мог помочь сейчас. А сможет ли в будущем? Одному Богу ведомо.

Он все же вернулся обратно к де Прэ. Рядом с пленником ехал де Ниорт, но эн Арно был сейчас одним из тех немногих южан, кто не прислушивался к разговору двух бывших друзей.

- Значит, вы все же знали. Но не сказали вашему графу, - буркнул он, недовольно разглядывая нормандца. - Отчего же?

20

- А?
С появлением Бедельяка можно было прекратить бессмысленный разговор о Гробе Господнем, и за это Готье был почти что благодарен отцу Отильды. Если де Прэ и размышлял когда-нибудь о том, как сложилась дальнейшая судьба его старого товарища и что они могли бы сказать друг другу при встрече, случись таковая однажды, град обрушившихся на него упреков оказался для шевалье неожиданностью. Наверное, сам он повел бы себя иначе. Судить других людей по себе, впрочем, глупо. Но когда речь заходит о том, с кем был дружен однажды, разочарование всегда неприятно вдвойне.
- Это вы про мальчишку, мессир? Про сына виконта? - На всякий случай уточнил пленник. - думаете, рассказать все же стоило?
Уголок губ собеседника опасно дернулся, и де Прэ решил не злить южанина без нужды. То есть не то, что б совсем не злить, - подобное великодушие было совершенно не в характере Готье, - просто не злить слишком явно.
- Сначала не рассказал потому, что не был уверен. Потом, наоборот, потому что уверился. А, к черту... Ваша дочь попросила помалкивать, я просто не мог ей отказать.

Отредактировано Готье де Прэ (2015-12-27 09:38:34)

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Время королей » ➤ Непрощенная земля » Кто старое помянет...