Время королей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Время королей » ➤ Оттиски истории » Катары


Катары

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

В самом деле, для Капетинга велико было искушение завладеть сенешальствами Лангедока, ядром которого было богатое и могущественное графство, изначально объединявшее лишь прилегавшие к Тулузе области. Первым известным нам сеньором этих земель был некий Фределон (849–852), его преемником стал его младший брат, Раймонд I (852–864), основатель рода графов Тулузских. В 924 году пятый граф Тулузский, Раймонд III Понс, прославился тем, что прогнал за Альпы венгров, захвативших Прованс и Лангедок. В 932 году он получил от короля Франции Рауля Бургундского (923–936) герцогство Аквитанское и графство Овернское и, присоединив к своим владениям диоцезы Безье, Нарбонн, Агд, Магелонн и Ним, навязав свое господство лангедокским сеньорам, распространил границы своих земель от Луары до Пиренеев и Средиземного моря.
   Преемники Раймонда III будут поддерживать процветание графства и прославятся своими подвигами в Святой земле – вплоть до Альфонса I Иордана, который, кроме всего прочего, станет маркизом Прованса.
   С 1148 года графы Тулузские больше не выступали в крестовые походы, посвятив себя управлению своими землями. Раймонд V (1148–1194) противостоял нашествию на Лангедок графов Барселонских, в то время королей Арагона, и стал сюзереном виконтов Каркассонского и Нарбоннского. Раймонд VI (1194–1222) преобразовал управление графством, имея в виду создание в Лангедоке независимого государства. Распространение на его землях катарской ереси и страшный крестовый поход, за этим последовавший, помешали ему осуществить свои намерения. Раймонд VI умрет в 1222 году отлученным от Церкви, а ересь даст французским королям [12 - Филиппу II Августу (1180–1223), Людовику VIII (1223–1226) и Людовику IX, называемому Людовиком Святым (1226–1270).] великолепный предлог для вторжения – посредством крестоносцев – в тулузские земли и присоединения их к королевским владениям. Сенешальства Бокер и Каркассон станут собственностью короля в 1229 году (Парижский договор), тогда как прочие земли Лангедока останутся в руках графа Раймонда VII Тулузского до его смерти, затем перейдут к его зятю, Альфонсу де Пуатье, брату Людовика Святого, и в конце концов, после его кончины, достанутся королю.
   Стало быть, в действительности альбигойский крестовый поход был феодальной завоевательной войной, развязанной королем Франции Филиппом II Августом с целью присоединить богатое Тулузское графство и соседние территории к королевским владениям. Многочисленные и неравнозначные причины этого крестового похода можно объединить в три группы:
   1. Глубинная и основная причина не имела никакого отношения к религии; крестовый поход против катаров был неизбежным следствием политики территориальной экспансии, которую вел Филипп Август и результатом которой стал Парижский договор, подготовленный Блан-кой Кастильской и подписанный 12 апреля 1229 года на паперти собора Парижской Богоматери будущим Людовиком Святым, Людовиком IX – ему было тогда четырнадцать лет – и графом Раймондом VII Тулузским.
   2. Второй глубинной причиной, объясняющей, в частности, жестокий характер этой войны под религиозным предлогом, была алчность северных баронов. Они увидели в этом крестовом походе средство получить в качестве феодов земли графа Тулузского и его вассалов, и произошло это в тот момент, когда материальная и территориальная выгода от крестовых походов в Святую землю начала уменьшаться.
   3. Побочной причиной – можно даже сказать, предлогом для него – стало распространение на юго-востоке начиная с 1150 года катарской ереси, что привело к разрыву между королем и лангедокскими баронами.(с)

Роже Каратини "Катары"

2

Черт ногу сломит в этой катарской ереси! *ругаеццо, разбираясь*

Из этих теологических построений следует: 1) что таинства римско-католической церкви (крещение, причастие, брак, соборование) – всего лишь материальные обряды, ловушки Сатаны; рода крещения – всего лишь вода, облатка не может быть телом Христа, это только тесто, кресту не должно поклоняться, его следует ненавидеть и проклинать, поскольку он был орудием унижения и мучений Иисуса; 2) что Пресвятая Дева не могла быть матерью Иисуса, поскольку у него никогда не было тела, он, подобно доброму Богу, является чистым духом; 3) что человеческая душа до тех пор, пока в нее не снизошел Святой Дух, пока она не получила спасительного озарения, делающего человека чистым, остается под властью сатаны и переходит в каждой следующей жизни в одно из множества тел людей или животных (учение о переселении душ); 4) что тому, кто сделался чистым, смерть несет окончательное избавление души и что в конце времен, когда все души будут освобождены из Мрака тел, Свет вновь будет полностью отделен и спасен от нестерпимого господства материи. И тогда материальный мир исчезнет, солнце и звезды погаснут и огонь поглотит души демонов: продолжаться будет лишь вечная жизнь в Боге.
   На это путаное учение о предназначении души накладывался свод молитв и обрядов, известных нам под названием «Катарского требника», [26 - «Катарский требник» был переведен французским лингвистом и диалектологом Леоном Кледа; мы цитируем его по сокращенному варианту этого перевода, предложенному Зоей Ольденбург в книге «Костер Монсегюра» («Le Bûcher de Montségur», Paris, Gallimard, 1959). См. также Приложение I наст. соч.] два варианта которого, относящиеся к XIII веку, один на латыни, другой на окситанском языке, избежали общей участи – почти полного уничтожения всего, что было связано с учением катаров, после так называемого альбигойского крестового похода. Катарская Церковь, учившая, что брак есть проституция, отрицавшая воскрешение плоти и сочинявшая, по словам Пьера де Во-де-Серне, «странные небылицы», в действительности была устроена по образцу римско-католической Церкви.
   Она включала в себя две категории верных: священников, которые вели аскетическую, полную лишений жизнь, и мирян, которые жили обычной жизнью, могли вступать в брак, заниматься каким-нибудь ремеслом, иметь личное имущество и только стараться при этом жить праведно и честно. Первых называли совершенными: неизменно одетые в черное, они соблюдали безупречное целомудрие; отказывались от мяса, поскольку в теле любого животного могла быть заключена человеческая душа; яиц, молока, масла и сыра они тоже не ели, потому что все эти продукты получались от сексуальной деятельности живых существ, однако употреблять в пищу рыбу им было позволено. Такой образ жизни, если вести его без малейших отклонений, обеспечивал совершенным освобождение души после смерти тела. Вторых называли верующими: они не стремились подражать жизни совершенных, но надеялись, что вера последних принесет спасение и им, и должны были вести жизнь честную, праведную и достойную уважения.

3

Совершенные, как мужчины, так и женщины, которых можно было бы назвать воинствующими катарами, чаще всего были странствующими отшельниками, они шли от деревни к деревне, от замка к замку и повсюду вызывали уважение благодаря своей строгости, доброте, нравственной силе и аскетизму, поскольку неукоснительно соблюдали посты; их бледные, изможденные лица, их худоба, должно быть, нисколько не уступавшая истощенности почтенных гуру и восточных факиров, ласковый тихий голос, которым они проповедовали, – во всем этом народ видел доказательства их святости, называя их добрыми людьми. Те катары, что оставались в городах, вели не менее монашеский образ жизни в общинах, селясь в особых домах, которые враждебно настроенная часть населения называла «домами еретиков»

4

Из жития святого Доминика - то, что относится непосредственно к катарам.

В шести милях от Монтреля (Монтрель – городок в 15 милях от Каркассона и видимо, почти на таком же расстоянии от Ластуара) расположен Фанжо, город, построенный ещё римлянами и названный ими "Fanum Joris" или Замок Любви. Возвышенность, на которой стоял город, делала его неприступным для врагов надежным убежищем окрестных жителей. С севера город защищали хребты Черных гор, с юга - отроги Пиренеев, а в центре лежала плодородная долина. Св. Доминик отправился в Фанжо в начале июля 1206 года. Поднимаясь по крутой тропинке, он не помышлял о том, что в окрестностях этого города получит знамение Господа о деле всей жизни, что его будут называть Знак Господень или "Сигнаду" ("Signe de Dieu") на диалекте южан, что его имя и труд будут покрыты славой в анналах небесной и земной Церкви. Это произошло в маленьком городке Пруйле, расположенном по дороге в Монтрель в миле от Фанжо. Этот городок иногда назывался также Oppidulum или городом множества лилий (Plura Lilia). Небольшое поселение гордилось своим древним замком и феодальной независимостью, но его главной святыней был храм Пресвятой Девы с замечательной статуей. Задолго до альбигойских войн Пруйль был местом многочисленных паломничеств. В Пруйльском монастыре и сейчас храниться точная копия этой статуи, изображающей Пресвятую Деву на троне с Божественным младенцем на коленях. Она поддерживает его левой рукой, а в вытянутой правой держит глобус. Правая ручка Младенца поднята для благословения, а левая касается глобуса

Среди первых плодов трудов святого Доминика в Фанжо было обращение девяти молодых женщин благородных фамилий. Однажды, когда святой Доминик служил мессу в соборе Фанжо, после обычной проповеди к нему подошли девять молодых воспитанниц альбигойской школы. "Слуга божий, - сказали они, - если то, о чем ты говорил сегодня, правда, то мы пребываем в заблуждении. Моли Бога, чтобы он привёл нас к знанию истинной веры. " - "Мужайтесь, - ответил им св. Доминик, - Господь покажет вам хозяина, которому вы служили". Пока он говорил это - повествует легенда - женщины увидели князя тьмы в виде чудовищного огромного кота, черного как каминная сажа, с огненными свирепо вращающимися глазами, с кровавым высунутым языком, из его глотки вырывалось драконье шипенье, а мощные лапы царапали землю. Ужасный кот неожиданно прыгнул прямо в центр женской группы, потом три раза обошел вокруг них, затем вцепился когтями в веревку от колокола, поднялся по ней наверх и исчез, испустив зловоние столь отвратительное, что никакие ароматы Аравии не смогли бы заглушить этот ужасный запах."

Мы можем представить, какое впечатление произвело его появление на юных женщин. Они больше не нуждались ни в каких убеждениях, чтобы оставить ересь, владевшую ими до этого. Отныне заботой Доминика стало устройство прибежища для женщин, порвавших с ересью. Но этот дом должен был стать не только убежищем, но и воплощением того, о чем долго думал святой - новой твердыней христианского монашества. Поэтому он не только вел этих женщин к праведности, но чтобы полностью избавить их от влияний еретических "совершенных", основал новый женский монашеский орден. Этот орден должен был показать миру новый идеал совершенства, основанный на страданиях распятого Христа.

Однажды в ночь накануне праздника св. Марии Магдалины после трудов и забот дня, св. Доминик по своему обыкновению уединился на тихой горе за городскими стенами Фанжо около северных ворот. Там, под глядящими на землю звёздами, он обычно проводил ночи в молитве. В тот день св. Доминика заботила мысль о девяти обращенных женщинах. Он обратил свое сердце к Богу и в молитве увидел огненный шар, спускавшийся со звездного неба. Шар три раза обогнул Пруйль и остановился над собором Пресвятой Девы. Знамение повторялось две ночи подряд. Полученный знак Господа указывал на место прославления Его Пречистой Матери.
Действуя по воле Божьей и получая поддержку обращенных женщин, св. Доминик начал выполнять план, ниспосланный ему в видении. Фульк, епископ Тулузский, узнав о данном Доминику знамении, всецело поддержал его планы. Он с радостью передал Доминику церковь Санта-Мария в Пруйле вместе с участком земли "для уже обращенных женщин и тех, которые еще будут спасены проповедниками, борющимися против ереси". Вероятно, вначале Доминик получил только устное разрешение. Но затем, 18 декабря 1206 года, было дано официальное разрешение на владение землей. Первый доминиканский монастырь, построенный по плану св. Доминика за три месяца, был предельно простым. Он был небольшого размера, с глинобитными стенами. Начало было скромным, но его озаряла благодать Божия.

В течение последующих нескольких лет в Пруйле начала возникать небольшая община братьев-проповедников, которая позже, в 1217 году, превратилась в братство. Женский монастырь оказался прообразом общины братьев-проповедников.

Св. Доминик с отеческой любовью следил за монахинями, известными в Пруйле как "проповедницы". Их монастырь, получивший название монастыря "Святой проповеди", жил по созданному Домиником Уставу. Позже Устав стал широко известен как Правило св. Секстуса, так как первые сестры представили его в Риме в монастыре этого святого, там же он получил одобрение Папы Григория IX и Папы Иннокентия IV. Это простое Правило целиком сохранилось в папском Декрете.

С ранних лет св. Доминик хранил в сердце любовь к Литургии, поэтому неудивительно, что она составляла основу монастырской жизни. Мы видим в первоначальном документе совершенный баланс между созерцательной, деятельно-апостольской и литургической жизнью. Устав говорит об очень строгом образе жизни. "Распорядок дня сестер вел их шаг за шагом по пути святости. День проходил в выполнении епитимий, серьезном чтении, посте, уходе за больными, исполнении обетов, разумном отдыхе и серьезных занятиях. Святой отец сам придумал одеяние для своих дочерей, такое же скромное и того же цвета, как у него самого. Общение с окружающим миром было ограничено. По разрешению аббатисы сестры могли общаться с посетителями, но только из-за решетки и в чьем-либо присутствии. Сестры всегда были заняты молитвами, чтением или работой, так как они должны были в поте лица зарабатывать свой хлеб".

5

Чтоб не потерялась
http://en.wikipedia.org/wiki/Notre-Dame … _Monastery


Вы здесь » Время королей » ➤ Оттиски истории » Катары