Время королей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Время королей » ➤ Непрощенная земля » Сказка, рассказанная вовремя, вечер-ночь с 30 на 31 июля 1209 года


Сказка, рассказанная вовремя, вечер-ночь с 30 на 31 июля 1209 года

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Ничто так не удручает солдат, как необходимость хоронить своих товарищей. И ничто так не удлиняет путь отряда, как наличие в нем раненых. Люди де Прэ и де Блева возобновили свое движение по направлению к Каркассону, оставив за спиной высокий свежеструганный крест над братской могилой погибших в стычке с рутьерами и импровизированную виселицу, где раскачивались на ветру тела тех, кто неудачно переоценил свою силы, норовя цапнуть дичь, оказавшуюся им не по зубам.

Шевалье д'Шартре любезно уступил им телегу, на которую уложили Гвидо. И теперь двигаться приходилось медленно, чтобы лишний раз не тревожить впавшего в беспамятство юношу. По этому поводу Готье изменила даже его обычная легкомысленность, нормандцу было жаль своего юного оруженосца. Тот так хотел повидать мир, сразиться с еретиками, заслужить рыцарские шпоры, славу и место в сервентах менестрелей, а в результате слег после первого же боя, да еще и с разбойниками. Матерь Божья, это несправедливо.
Здравый смысл подсказывал оставить Гвидо где-нибудь на попечении сердобольных крестьян, благо расплатиться с ними теперь можно было по-королевски. Но де Прэ не испытывал к местным доверия, предчувствуя, что они скорее перережут раненому глотку, едва рыцарский отряд скроется из виду, чем действительно позаботятся о нем. И все же нужно было что-то решать.

Рыцарь в задумчивости потер неприятно саднящую руку. Клинок рутьера все же задел его. Теперь наученный горьким опытом Готье надел кольчугу и не собирался больше с ней расставаться, но, как говорится, дело сделано: ссадина напоминала о себе каждый раз, когда с ней соприкасалась придавленная тяжестью кольчужных колец ткань камизы. То есть постоянно.
В общем и целом крестоносцам нужно было подходящее место, чтобы отдохнуть, перекусить и привести себя в порядок.

2

- Я рад, де Прэ, что вы решили больше не испытывать судьбу и не подвергать себя опасности купания, - Амори подумал, что уже вполне подходящий момент для того, чтобы разрядить обстановку. Похороны павших остались позади, быстрая казнь недоумков, бросивших вызов крестоносцам - тоже, так что... Хотя, если уж быть совсем честным, не подоспей д'Шартре вовремя, их с де Прэ тела так и остались бы лежать под палящим солнцем этого треклятого края, где и дуба-то приличного для разбойника не найдется. Не таким он представлял себе боевое крещение в богоугодном походе, но что поделать. Долго унывать и скорбеть Амори не умел, и рассудил, что на все воля Всевышнего, а раз ему угодно было оставить их в живых, значит, надо извлекать из этого всю возможную пользу.
Гвидо был все еще жив, Ламбер ехал рядом с телегой, чтобы присматривать за раненым, хотя куда бы тот делся, и чем бы ему помог оруженосец де Блева, если бы Гвидо стало хуже? Нужен был привал, чтобы можно было без спешки осмотреть рану. Останавливаться в этом враждебном и кишащем рутьерами крае просто так, без разведки, было бы самоубийством, поэтому Гвидо и подвергался мучительной пытке дорогой.
Солнце клонилось к закату, еще час - и горизонт начнет тускнеть. Очень вовремя зоркий взгляд Амори зацепился за что-то на склоне ближайшей к дороге горы.
- Кажется, это виноградник, - махнул рукой де Блев, привлекая внимание друга к увиденному. - А там, где есть виноградник, должны быть люди, которые за ним ухаживают, - заключил он, довольный собой и своим упражнением в логике. - Если, конечно, их не согнали с места наши развевающиеся на ветру друзья, или же они - не еретики. А если еретики, мы сможем их вернуть в лоно католической церкви. Любым доступным способом, - де Блев хотел есть, пить и спать. И ему было совершенно все равно, если эти нехитрые удовольствия будут предоставлены хоть катарами, хоть иудеями, хоть сарацинами.

Отредактировано Амори де Блев (2014-12-17 22:49:11)

3

- Да, - коротко согласился Готье. Из винограда делают вино, на что еще он годен? А вино, особенно если оно в бочках, не то сокровище, что хватают с собой крестьяне, спасаясь от приближающейся армии. Даже если хозяева виноградника сбежали, подобно прочим, у незваных гостей по крайней мере будет крыша над головой и выпивка.

Рыцарский отряд, в который уже за сегодня раз, свернул с наезженной дороги, которую, говорят, строили еще римляне, и строили на совесть, на ухабистую колею, уводящую их вверх на склон холма.

- Дым, - Тибо, самый опытный из сержантов, сопровождавших де Прэ, взявший на себя обязанности оруженосца после ранения Гвидо, умел при случае быть немногословным, подобно своему господину. Сейчас он указывал на тонкую, едва различимую на фоне все еще ясного дня белесую струйку, поднимающуюся в небо над крышей дома.

- Хотите обращать еретиков, Амори? – усмехнулся Готье. – Надеюсь, не так, как проделывает это наш аббат.
Менять дым от очага на дым от костра, в котором сгорают катары, у нормандца настроения не было. Причиной подобной веротерпимости были голод и усталость. Человек, как говорится, слаб.
- Кстати, знаете, та девушка на плоту была христианкой. А наглец, что ее увез – нет. «Да он и рыцарем не был, если здраво рассуждать, - мысленно добавил де Прэ. – Рыцарь не оставил бы их в той скверной ситуации с рутьерами». В данном случае нормандец ставил традиции своего сословия превыше разногласий в вопросах веры, но, быть может, он не прав и сам впадает в ересь?

* * *
Въезжающих на крестьянский двор крестоносцев сначала оббрехала большая косматая псина. Потом долгое время ничего не происходило, словно хозяева все еще тешили себя надеждой на то, что северяне повертятся и уедут. И, наконец, на пороге дома появился немолодой мужчина, смуглый и черноволосый, как большинство местных. Из-за спины его взглядывали двое ребятишек, и если родитель смотрел на приезжих с естественной настороженностью, то дети глазели на потрепанное воинство Христово с явным любопытством.

Отредактировано Готье де Прэ (2014-12-17 23:30:30)

4

- А она была хорошенькой христианкой, или так себе? – уточнил де Блев. – Я-то не успел её рассмотреть, в отличие от вас. Или все ваше внимание было сосредоточено на сундуке? – поддевая де Прэ, Амори был с ним солидарен. Между красотой женской и блеском металла он выбрал бы в такой ситуации второе. Благо, дева была и так спасена от разбойников. Да и к ним подмога подоспела вовремя. Чудесный для всех день, можно было бы сказать, если бы не ранение Гвидо.

Обращать еретиков Амори не хотел. И если бы крестьянский дом оказался пустым, было бы даже лучше. А вдруг эти люди укрывают кого-то из отступников? Или, не приведи Господь, разбойников? Хотя второе было совсем уж маловероятным, рутьеры имели скверную привычку зачищать на своем пути всё и всех. Не то, чтобы Амори был таким уж хозяйственником, однако за время их непродолжительного похода он уже успел сделать вывод о пагубном влиянии сочетания благого дела, ради которого они сюда пришли, и разбоя, который этим благим делом прикрывался. Вот как те рутьеры у реки. Вырежут вилланов, кто их самих кормить будет вскорости, и чем?

Но дверь дома открылась, и Амори отбросил размышления. Раз здесь есть люди, то, скорее всего, при них есть еда, а ночлег крестоносцам точно обеспечен.

Де Блев мечтал поскорее растянуться на чем-нибудь помягче и пошире седла, поэтому церемониться не стал. Спрыгнув с лошади, он передал поводья одному из своих людей, и махнул Ламберу. – Занесёте Гвидо в дом, его нужно осмотреть, остальные… - прикинув на глаз размер лачуги, Амори понял, что большинство их отряда приютит сарай. На худой конец, ночи здесь теплые, звездный шатёр тоже сойдёт. – Разберёмся, - заключил он.

5

Была ли девушка хорошенькой? Да бог ее знает! Все женщины хороши, когда у мужчины есть время и настроение. А когда не до этого, тогда, стало быть, некогда и на красу девичью пялиться. Все, что Готье запомнил, - тяжелое мокрое платье и длинную темную косу. Сундук, понятное дело, крестоносца больше занимал.
- Мы тут заночуем, - сообщил де Прэ хмурому хозяину. – Обид чинить не станем. Но если в доме есть женщины, советую меня предупредить.
Насилие таки или иначе оставалось неотъемлемой частью войны. А у его и Амори людей вот как раз сейчас появится время, и не исключено, что настроение. Лучше сразу решить этот вопрос.
- Дочь. И… жена,  - помедлив, отозвался крестьянин. У него был занятный говор, и Готье не все понимал. Но общую суть уловил. – Она… больна.
- Чем? – тут же среагировал рыцарь. Болезни бывали разные, иногда спокойнее в поле переночевать, чем под одной крышей с занедужившим.
- Ногу поранила.
Виллан отвечал коротко, с неохотой. Радости от появления крестоносцев он явно не испытывал, и Готье невольно подумал о том, что, видать, «гостеприимный» хозяин не сбежал в ближайший замок как раз из-за болезни жены, а не потому, что добрый христианин и не опасается их появления.
- Арно, Фулк, займитесь лошадьми, - велел рыцарь, спешиваясь и передавая повод сержанту. – Ты, - он великодушно улыбнулся хозяину, - доставай еду, какая есть, и бей скотину, какую не жалко. Хотя это мы и сами… Да не забудь вашего южного вина. И не говори, что ничего нет. Найдем – хуже будет.

Он шагнул к двери, и крестьянин торопливо уступил вооруженному мужчине дорогу. Де Прэ пришлось пригнуться, чтобы не зашибить голову об низкий дверной косяк. Внутри не оказалось ничего необычного, простой сельский дом, поделенный холщевой занавеской на мужскую и женскую половины. Не высмотрев на стенах распятия, Готье недовольно дернул плечом. Но больше по этому поводу ничего предпринимать не стал. Пока.

6

«Звёздный шатер» показался де Блеву более удачной опцией для ночлега, чем темная лачуга. К тому же, с больной женщиной. Кто его знает, этого виллана, сказал ли он правду. Действительно ли его жена просто поранила ногу, или же у неё какая-нибудь заразная хворь? Амори в этом краю за каждым камнем и кустом виделись угроза и злой умысел. Но де Прэ без колебаний зашел внутрь, и Амори последовал за товарищем. Главное, не мыться часто, тогда уж точно никакая болячка не пристанет.

Солнце ещё не село, но в доме царил полумрак, и Амори обратился к хозяину:
- Зажги лучину, да не одну. Нам надо раненого осмотреть. Да, стой, дочке своей скажи, полотно чистое нашла, - крестьяне не выглядели оборванцами, значит, какая-то приличная тряпка в хозяйстве должна быть, рассудил де Блев.

Пока Тибо и Ламбер устраивали на широкой лавке покрытого испариной Гвидо, а хозяин раздавал задания детям – кому лучину зажечь, кому еды принести – де Блев высунулся наружу и окликнул пересекающего двор Арно:
- Что там с лошадьми, порядок?

- Да, мессир, - коротко отвечал Арно, недовольно поморщившись от того, что его живот заурчал. И господа, и солдаты испытывают голод одинаково.

- Тогда разберись там, в сарае, какая скотина на убой есть, - де Блев рассчитывал на барашка, но был согласен даже на курицу. Лишь бы не была слишком старой и тощей. И лишь бы не одна.

- Будет сделано, мессир, - Арно заметно повеселел.

Де Блев вернулся в дом, озарившийся тусклым светом от лучины. Ламбер разрывал кусок серого полотна на тряпицы.

Амори раскрыл рот, чтобы спросить у хозяина, есть ли в доме какие-то целебные травы, но смолчал. Черт его знает, что могут подсунуть эти крестьяне, отраву какую-то, например.

- Арно займется скотиной, а что тут есть на ужин? – Амори с интересом подошел к грубому столу у очага. Хозяин как раз выкладывал на него сыр и хлеб, их аромат показался рыцарю божественным. Интересно, безопасно ли вкушать еду, сделанную руками еретика? Амори так же заметил отсутствие креста на стене.

Отредактировано Амори де Блев (2014-12-18 19:38:31)

7

Готье с сомнением оглядел хлебные ломти, один из которых уже облюбовал его товарищ. Хлеб свежий, вот незадача. И, подозвав Тибо, тихонько велел присматривать за хозяйской дочерью, чтоб солдаты не забаловали.

- Так оно ж дело такое.. житейское, - засомневался более старший и оттого менее щепетильный сержант. – Разве с нее убудет…

- А ты им скажи, что лезть на еретичку все равно, что на козу, - посоветовал рыцарь. - И вообще грех. Как хочешь договаривайся, хоть добрым словом, хоть кулаками… И что ж это нам теперь, давиться этой краюхой всухомятку?! Хозяин, где вино?

Грозный окрик подействовал на крестьянина магическим образом, на столе тут же появился большой глиняный кувшин, а во двор с хозяйского благословения солдаты выволокли целый бочонок. Тем временем в дом занесли знаменательный сундук, который резонно сочли слишком ценной добычей, чтобы оставлять ее под открытым небом и на виду. Сундук пододвинули прямо к столу, будет, на чем сидеть мессирам. Но прежде де Прэ заглянул вовнутрь и выставил на стол два кубка. Один он уже держал в руках раньше, на плоту, и тогда ж решил, что во что бы то ни стало при любом дележе оставит себе, уж больно хороша была чаша, и сработана славно, и в руке, как влитая. А вот второй, украшенный серебряной медвежьей головой, в самую пору де Блеву.

- Разливайте вино, Амори. Выпьем за божий промысел и рыцарскую славу… И не трогайте пока Гвидо, я потом сам посмотрю, что с ним, - добавил Готье тише, видя, что Ламберу не терпится заняться врачеванием собрата. О врачевании у де Прэ было собственное разумение, но сначала нужно было промочить горло. Разок другой.

8

- Ламбер, слышишь, что господин де Прэ сказал, не трогай Гвидо, - Амори был наслышан о том, что в крестовом походе его новый товарищ по оружию умел не только отбирать жизни, но и спасать. Приходилось и господам руки в крови раненых марать, тем более, что дело это - благородное, не дать чертям уволочь бессмертную душу до того, как она успеет набраться грехов побольше, в смысле, насладиться земными удовольствиями. Служение кресту, по разумению де Блева, все равно смывало добрую половину прегрешений, так если уж ты ввязался в богоугодное дело, не спеши на тот свет. - Садись, поешь.

Оруженосец с сомнением посмотрел на пребывающего в беспамятстве Гвидо, но ослушаться господина не смел. К тому же, кожа раненого немного порозовела, значит, есть вероятность того, что старуха с косой от него отвернулась на какое-то время, найдя другую жертву. Что там крестьянин про жену говорил?

Присев на спасенный от утопления в мутных водах Ода сундук, Амори, не переставая жевать кусок хлеба - ему он казался вкуснейшим, потому что с самого утра во рту не было ничего, кроме дорожной пыли - взял оба кубка, налил в них вина. Один из кубков, тот, который стоял ближе к Готье, он протянул другу, а второй взял сам:

- За божий промысел, - вторил он де Прэ, поднимая кубок и прикладываясь к нему. - Вино ничего так, получше воды будет, - пробормотал Амори, протягивая руку к куску сыра. В винах он особо не разбирался, да и как с хлебом - ему сейчас все съедобное и питьевое сошло бы за королевский пир. - Жду вашего приговора сему напитку, - добавил он. - Если скажете, что он не лучше ослиной мочи, придется выбивать из крестьянина еретика, - радостно осклабился Амори.

9

Прежде, чем попробовать вино, де Прэ опустил голову, молитвенно сложил ладони и принялся читать обязательное: «Благослови, Господи Боже, нас и эти дары, которые по благости Твоей вкушать будем…». В доме еретика молитва казалась Готье необходимой вдвойне. Крестьянин притих в углу, благоразумно не покидая крестоносцев, покуда ему не позволили уйти. Прислушиваясь к словам, которые он наверняка когда-то знал и произносил за этим столом. Ну не рождаются же они еретиками, в самом-то деле.
И лишь когда отзвучало последнее «Аминь», рыцарь взялся за кубок, жадно глотая прохладное терпкое вино. Вроде и в реке купался, а все равно пить хочется, как в пустыне. Жаркое у них на юге лето.

- Хорошее вино, Амори, сладкое, южное, - заключил Готье, опускаясь на сундук. Бледный свет лучины и уходящего дня причудливыми отблесками отражался в полированном боку винного кубка.

Тибо, Ламбер и еще несколько доверенных людей пристроились рядом со свои господами, разделив с ними хлеб и сыр. Солдаты на дворе развели костер, позаимствовали  в сарае вертел и теперь потрошили козленка.

- Мессир де Блев, вы слыхали про Кретьена де Труа? - поинтересовался де Прэ, чувствуя, что приятно пьянеет, и на душе делается легко и звонко. Матерь Божья, как можно делать такое вино и не знать благодати. Странные люди. Надо… что-то совершить по этому поводу. Обратить еретиков.

10

Пристыженный тем, что набросился на еду до молитвы, Амори, тем не менее, быстро справился с неловким чувством, пообещав себе, что в два раза истовее вознесет хвалу Всевышнему уже после трапезы.

В чем посторонний наблюдатель мог бы усомниться - прочитай он мысли Амори - оценив количество вина, которое имелось в распоряжении рыцарей. Кто их остановит, пожелай они выпить все? Вот этот перепуганный крестьянин, старающийся сидеть тихо и быть незаметным?

- А как же, - с набитым ртом подтвердил де Блев. - Слыхал, само собой. При дворе мессира Тибо его творчество почитали. Но если вы меня сейчас спросите что-нибудь определенное, то я на вас уставлюсь, как тот козленок, что сейчас на вертеле жарится, перед своей смертью. Барашек, конечно, был бы лучше... И на вкус, и для передачи моих воспоминаний о творчестве достойного мессира. В общем, не помню ничего, хоть пытайте меня каленым железом. А почему вы спросили? Он же романы писал об утонченных дамах и рыцарях, что навело вас на воспоминания о нем? Все не можете забыть ту деву из реки, да? - понимающе подмигнул Амори. Хоть он и успел набить брюхо едой, терпкое южное вино успело сделать то, в чем было его основное предназначение. А именно - расслабило и тело, и душу рыцаря.

11

- Деву из реки?- переспросил Готье. – Дева тоже там была, но в другой истории. Я хотел рассказать вам про Грааль. И про странствия Парцифаля. Грааль – священная чаша Иисуса Христа, из которой он пил во время тайной вечери… хранилась в замке Короля-Рыбака. Король был серьезно ранен и постоянно мучился и страдал от незаживающих ран. Все его владения были в запустении, а население - в полном унынии. Так вот, Король-Рыбак правил в замке, где хранилась Чаша Грааля, но не мог к ней прикоснуться, чтобы излечиться…

Заметно путаясь в причинно-следственных связях, - хотя глупо было требовать от легенды последовательности, а от захмелевшего рассказчика – ее соблюдения, - де Прэ пересказал благодарным слушателям повесть де Труа, добавляя в рассказ отрывки из нормандских легенд.

- И вот посмотрите на этот кубок, Амори, - заключил он, демонстрируя приятелю чашу. Разыгрывать друзей – не слишком богоугодное дело, а вот обращать еретиков – очень даже. Крестьянские дети пялились на рыцаря и кубок во все глаза, и даже сам хозяин выглядел заинтересованным. Надо сказать, Кретьен де Труа был мастером захватывающих историй. Для простолюдина - захватывающих вдвойне.
- Он попал к нам странным и чудесным образом. Сейчас я пью из него вино, и, клянусь распятием, никогда не пил столь вкусного вина. Даже за королевским столом. Странно, правда?
И вот скажу я вам, есть у нас в Нормандии легенда о том, что если бросить в чашу Грааля комок грязи, он обернется амброзией, яд - лекарством, а тот, кто отведает воды или пищи из этой чаши – исцелится от всех ран и болезней. Эй, хозяин, нет ли у тебя заплесневелого хлеба. Такого, что даже свинье грешно скормить?

12

В лачуге воцарилась тишина. Всем присутствующим казалось, что поблескивающая в скудных бликах от лучины чаша наполнила жалкую лачугу мягким светом. Воображение разгоряченных вином участников похода против еретиков значительно усилило этот свет, и они с благоговением созерцали поднятый де Прэ кубок.

Дружное молчание нарушил де Блев. Он тряхнул головой и свел брови на переносице.

- Подождите, де Прэ. Это же... ну, в святой земле дело было. Чаша. Там же вечеря тайная. А как она попала во Францию? Во время крестовых походов? Тогда как же этот Король-Рыбак? Когда он жил? - вопросы сыпались из Амори, как дары любителям дармовщины - из мифического рога изобилия. Он никак не мог уложить в голове временные рамки трех событий. И главного, четвертого. - Нет, подождите, - снова воззвал он к де Прэ. - А чего это чаша у еретиков оказалась? Или... дева ваша из купели христианкой была, вы ж говорили. - Окончательно запутавшись, Амори подлил себе еще вина, осушил свой простой, а не волшебный кубок тремя глотками, и одарил вниманием притихшего крестьянина. - Чего расселся? Слышал, что господин рыцарь велел? Хлеб черствый неси. - Не понимая, зачем это он понадобился Готье, Амори предчувствовал что-то интересное.

Крестьянин не стал испытывать терпение раздухаренного рыцаря, и пошел к корзине, стоящей у очага. Покопавшись в ней, он извлек кусок хлеба, покрытого тонким слоем плесени, и протянул его странному чужеземцу.

Все равно этот хлеб должен был пойти на корм уже поджаренному козленку.

13

Готье тем временем допил вино, со знанием дела соскоблил ножом плесень в кубок, плеснул немного воды так, что в чаше сформировался гнилостный хлебный мякиш.
- Ты бы стал есть это, а, хозяин? – поинтересовался у крестьянина, который ответил французскому рыцарю ненавидящим взглядом человека, приговоренного к смерти. Господам, бывает, приходят в голову жестокие забавы, а о крестоносцах и вовсе слух пошел страшнее, чем о диких зверях. Де Прэ, к счастью для южанина, не собирался настаивать, он уже сунул кубок под нос своим сотрапезникам.
- А вы? Амори, Арно, Ламбер… Хоть кто-то из вас?
- Может, вам поспать, мессир? - тихим шепотом вмешался сержант Тибо, не испытывающий не малейшего желания полакомиться плесенью. Видать, вино у этого еретика хмельное, сразу в голову бьет, минуя ноги. – Вы почти не едите, только пьете. Слыханное ли дело…
- Молчи, Тибо, ты ничего не смыслишь в чудесах и божьем промысле. Я обещал еще Гвидо перевязать. Вот на нем и проверим, чудесная у нас чаша, или твой господин просто пьян, как рутьер.
Выкатив хлебный мякиш в ладонь, он налил в кубок еще вина и отправился к оруженосцу.
- Угробит пацана, - пробормотал Тибо. – Но на все воля божья.
И побрел помогать своему рыцарю. Рыцарь со своей стороны был не так уж пьян, и довольно ловок. Сняв с мальчишки повязку, наскоро наложенную еще на берегу, он аккуратно промыл рану вином, затем достал иголку с ниткой, ровно, - как для мужчины, - сшил вместе рассеченные ударом меча края человеческой плоти, залепил шов хлебным мякишем и перевязал заново загодя приготовленным Ламбером чистым полотном.
- Что ж мы отцу-то его скажем, - тихо вздохнул Тибо. – Скажем, что рана была такая, что никто б не выжил…
- Завтра решим, что скажем. Хлеба, кстати, осталось еще немного. Точно не хочет никто?

* * *

Пять лет назад после падения Константинополя, когда Готье де Прэ был еще молод, - ему едва исполнилось девятнадцать, - искренне верил в рыцарские идеалы и огорчался от того, что крестовый поход мало походил на рассказы, что он слышал от отца, он вместе с другими молодыми рыцарями решил-таки двинуться в Святую Землю. Из этой затеи, разумеется, не вышло ничего путного, кроме того, что по дороге Готье ухитрился заполучить стрелу в плечо от какого-то ловкого турка. После того, как наконечник вытащили, рана воспалилась, и к тому моменту, когда рыцари добрались до первого дружественного им поселения в окрестностях цитадели тамплиеров Рош Гийом, де Прэ было уже так худо, что он почти не сомневался в том, что закончит свою жизнь в этой чужой ему южной земле.
«Иншалла, - сказал сельский лекарь, седой, как лунь старик с выцветшим от старости взглядом. – Все свершается по воле Аллаха».
Воля Аллаха молодого рыцаря не устраивала категорически, но жить ему хотелось, молитвы христианскому богу не помогали. А сил противиться эскулапу не было, даже не смотря на то, что старик смазал его рану… грязью, которую соскреб ножом с конской подпруги. После чего раненый мысленно простился с жизнью и впал в счастливое забытье. А на следующий день проснулся и почувствовал себя значительно лучше. Воспаление пошло на убыль, горячка прекратилась…
«Но как?» - потребовал объяснений крестоносец, для которого уверовать в волю Аллаха было неприемлемо, а в целебные свойства грязи – непривычно. То ли старый мусульманин уступил перед любознательной настойчивостью молодого человека, толи просто не верил в то, что тот проживет достаточно долго для того, чтобы как следует разболтать старинный медицинский секрет.
«Смотри, христианин. У вас был долгий поход, кожаная сбруя заплесневела от конского пота. Эта самая плесень тебя спасла», - пояснил он озадаченному французу. После этого де Прэ долго разглядывал седла и подпруги, а затем погрузился в задумчивость. Размышления его были о том, что если дикая яблоня, хоть и отличается от садовой, все же остается яблоней, то зеленовато-белесая плесень на подпруге вряд ли чем-то отличается от такого же цвета плесени например на старом куске хлеба. На самом деле можно было и ошибиться, но, следуя самым коротким логическим путем, Готье угадал. Тем самым заново «открыв» методу, описанную в египетских медицинских манускриптах, где рекомендовалось прикладывать к воспаленным ранам куски заплесневелого хлеба. Та же самая плесень восемьсот лет спустя станет поводом для переворота в медицине.
Со временем опробовав собственную гипотезу на самом доступном врачебному рвению Готье пациенте, то есть на себе самом, - благо рыцарь часто бывает хоть немного, но ранен, - де Прэ утвердился во мнении, что панацея старого лекаря действительно творит чудеса. Красивый кубок пришелся кстати, тем более, что крестьяне доверчивы, а его спутники нетрезвы. И главное, ничего не придется объяснять.

Отредактировано Готье де Прэ (2014-12-19 00:09:22)

14

- Нет уж, спасибо, - Амори решительно отклонил заманчивое предложение товарища полакомиться гнилым хлебом. – Я лучше вина ещё выпью, простого, без этих ваших… - рыцарь помахал кистью в воздухе, изображая вращательные движения. По его разумению, это должно было означать «адское месиво». Пацана, бесспорно, жалко, тут он с Тибо был солидарен, но это, в конце концов, его, де Прэ оруженосец, и ни Амори, ни другим не пристало вмешиваться. – Не волнуйся, Ламбер, если будет воля господня, и получишь ты ранение, то я дам тебе умереть спокойно, - утешил он своего помрачневшего оруженосца. – Выпей-ка лучше, или вот что, постели мне.

Ламбер не оценил великодушную шутку своего господина. Он тоже очень устал, думал о том, переживет ли ночь Гвидо, с которым он успел сдружиться за время похода. И поступок де Прэ показался пылкому юнцу злой шуткой человека, который, возможно, давно уже двинулся умом, после всех своих приключений на Востоке, о которых он любил рассказывать, всегда чего-то не договаривая, как казалось Ламберу.

- Всё равно, я не понял, де Прэ, откуда у той девицы оказалась эта чаша. И как вы узнали, что это именно она. Вы что, раньше её видели? И… эээээээээ… разве нам не нужно отдать её… ээээ… Папе Римскому? – понизил он голос, как ему казалось, до шепота, на деле, громыхая на всю лачугу.

15

- Моя жена… - неожиданно подал голос хозяин дома и виноградника.
Простодушные вопросы Амори оказались той последней песчинкой на весах сомнений, после которой южанин решился то ли поверить, то ли просто рискнуть.
- Твоя жена что? – переспросил Готье.
- Она на днях ногу поранила. Ей очень худо. И коли вы, ваша милость, говорите, что чаша эта исцеляет, так ведь она исцеляет всех? Или только тех, кто верует?
- Хороший вопрос, - пробормотал шевалье де Прэ. – Твоя жена, стало быть, не верует? А ты сам?
- Я… - крестьянин замялся. - Я, ваша милость, верую, но вот если бы благоверная моя…
- С богом, кстати говоря, не торгуются, - вздохнул нормандец. Примерно так укорял самого де Прэ его каноник. – Пойдем, посмотрим на твою жену.

Окситанец указал рыцарю на холст, перегораживающий горницу. За ним, на соломенном тюфяке лежала женщина, к которой жался самый младший из крестьянских отпрысков, мальчик лет полутора. Лица крестьянки Готье не рассмотрел, слышно было только ее тяжелое дыхание.  «Горячка», - понял рыцарь. Когда муж женщины развернул тряпье, скрывающую ногу несчастной, стало видно, что рана воспалилась и гноится.
- Да уж, вот тут точно чудо понадобится, - вздохнул самонадеянный врачеватель, но взялся болтать про чудеса, будь любезен, доводи начатое до конца. Поэтому он, насколько смог, смыл гной вином, пустил в ход остатки хлеба, сделал свежую повязку и посоветовал хозяину молиться от чистого сердца на христианский лад, а не так как у них тут заведено.

- Что вы спрашивали, Амори? – когда дело было сделано, поинтересовался он у друга, вытирая руки об холстину. – Про Папу Римского? Давайте лучше на двор пойдем, жаренным мясом пахнет.

16

- А? Что? - де Блев уже и думать забыл о том, чем интересовался мгновение тому. Слишком много вина он выпил для того, чтобы поспевать за событиями в том темпе, в котором они развивались. Именно поэтому он сконцентрировался на предложении де Прэ пойти на свежий воздух, здраво рассудив, что голова проветрится. И мяса тоже очень хотелось, хлеб да сыр рыцаря не насытили.

Завидев господ в дверях лачуги, Арно начал срезать мясо с запекшейся туши козленка.

- Да, животина прожила скудную жизнь, - заключил де Блев, плюхнувшись на камень у вертела и прожевав довольно жесткий кусок, протянутый ему Арно. - Может, они все тут оттого в ересь ударились, что едят плохо? - предположил Амори. - Если б я так питался... и так пил, - добавил он, воздавая должное мастерству местных виноделов, - тоже, может... - Взгляд его упал на кубок у руках де Прэ, и память чудесным образом вернулась к рыцарю. - Не поймите меня превратно, друг мой... Но если и правда окажется, что это - та самая чаша - ее нужно будет отдать церкви. Не то нас самих в ереси обвинят, не успеем мы свыкнуться с этим чудесным краем, его обитателями и кухней. - Мысль о возможном обладании одним из самых чудесных предметов в мире приятно щекотала нервы, соревнуясь с необходимостью быть хорошим и послушным христианином.

17

- Да что вы в самом деле, Амори. Ну какая еще «та самая» чаша, - отмахнулся от некстати прорезавшегося в друге здравомыслия Готье. – Просто красивый кубок…
Южная ночь наконец-то вступила в свои права, за пределами круга света, очерченного костром, притаилась бархатная темнота, расцвеченная только сиянием звезд над головой. Из темноты свежий ночной ветер приносил запахи благословенного щедростью природы лета. Воистину этот край – настоящий рай земной. Спасти его от ереси – богоугодное дело.
И рыцари, и их люди были к этому моменту уже изрядно пьяны, трезвым ходил только Тибо, которому велено было присматривать за целомудрием крестьянской девицы. Да и в караул кому-то надо становиться, а то нагрянут в ночи враги, перережут весь цвет крестоносного воинства прямо во сне. 
Постепенно у костра все затихло и крестоносцы улеглись спать, где придется. Кто-то потрудился добрести до сеновала, а кому-то и теплая земля и седло в изголовье оказались не хуже перины.

- Мессир… Мессир де Прэ.
Готье с трудом и явной неохотой разлепил слипшиеся в хмельных сновидениях ресницы, повинуясь настойчивому зову человека, чей голос казался рыцарю знакомым даже во сне.
Утро только занималось, рассвет сползал с холма, смягчая нежными розовыми мазками зелень виноградной лозы. Сонная природа дышала негой и умиротворением. И только сержант Тибо, попирая законы мирозданья, требовательно теребил своего господина за плечо. 
- Ваша милость, Гвидо…
- Умер? – расстроился де Прэ.
- Нет, он, ну, в общем…
Шевалье поднял голову, глядя туда, куда указывал ему сержант. У остывшего за ночь костра стоял его оруженосец и обгрызал холодную козлиную кость.
- Есть хочется, - пояснил он в ответ на красноречивые взгляды мужчин. – Мессер Готье, проснулся под утро, просто с голоду умираю!
- С голоду он умирает, - растерянно повторил сержант. 
- Лучше с голоду, чем от раны, - заключил Готье, понимаясь на ноги и сладко подтягиваясь. Конец вечера он помнил смутно, вино на юге и правда опасное. Для добрых христиан.
- Амори, просыпайтесь, - не желая страдать с похмелья в одиночестве, нормандец принялся будить сладко посапывающего неподалеку приятеля. Ламбер, - образчик преданного слуги, - умудрился накидать под бок своего рыцаря охапку сена, так что де Блев отсыпался на мягком.
- Мессир, … чаша! – кубок валялся у костра, и Тибо напомнил о его существовании шепотом, явно не зная, как ему стоит теперь вести себя с настоящим чудесным предметом. Гвидо, просто-напросто, оказался здоровее, чем казался, с пацанами такое случается, жизней у них, как у котов. Но что-то в лице сержанта подсказывало де Прэ, что подобным простым объяснением Тибо не удовлетворится.

18

- Зачем вы так кричите, де Прэ, - застонал Амори, еле раскрыв напухшие веки и отлепив язык от неба. - Голос у вас далеко не херувимский, знаете ли. Как ржавым мечом по камню. Труба иерихонская. Ламбер, воды, - он вяло махнул рукой, привлекая внимание оруженосца. - Ах, черт, он спит. Тибо, растолкайте этого бездельника, - похмелье было жестоким, и Амори ворчал, не придя в себя окончательно.

Тибо молча зачерпнул "волшебным" кубком воды из бадьи, и протянул рыцарю.

- Благодарю вас, Тибо. Вы мой спаситель, - жадно, в три-четыре глотка выпив воду, Амори смог привести себя в сидячее положение. Остатки воды он вылил на голову. - Не смотрите на меня так, Готье, это не считается мытьем. А чего вы так рано сорвались на ноги, нас окружили еретики? И еретички? - де Блев повернул голову влево и раскрыл рот от удивления. Гвидо, вчерашний стоящий у ворот рая, доедал их тощего козленка, крепко держась на своих двоих. Де Блев, закрыл глаза, мотнул головой - ему показалось, что это видение. Конечно, видение, Гвидо же вчера умирал, как он может сейчас уплетать мясо, словно ничего не произошло?

Но видение не исчезло, Гвидо стоял на месте и занимался тем же, чем и мгновение назад.

Амори вскочил бы на ноги, но это было чревато стремительным падением в его положении. Он лишь выдавил из себя:

- Не может быть! Не может быть! Де Прэ, так это... - он уставился на кубок в своей руке. Помолчав, рыцарь пробормотал: - Он даже похмелье снимает. - Мысль о том, что он святотатсвует, окончательно привела Амори в чувство. Де Блев продолжал таращиться на чашу, не в силах выпустить ее из рук.

Отредактировано Амори де Блев (2014-12-20 00:24:17)

19

- Дайте сюда!

Поутру и с похмела собственная вчерашняя шутка уже не казалась Готье смешной. При свете дня она отдавала кощунством и надругательством над святынями. Некстати вспомнилась поучительная история про одного из соседей, засомневавшегося во время проповеди в том, что души некрещеных младенцев попадают в ад. Неужели Господь настолько суров?
Подобное свободомыслие стоило любознательному сеньору ссоры с епископом, отлучения, нескольких лет заточения в темнице, публичного покаяния… Хорошо, хоть не сожгли, как еретика.*
О чем он только думал, когда трепал языком? Ни о чем, это вино за него думало…

- Не Грааль это, понятно вам! – злым шепотом поведал приятелю де Прэ, отбирая у Амори чашу. Ну не дурак же он в самом деле, сам же еще вчера предупреждал его на счет последствий…

Гвидо, как на зло, продолжал, чавкая, обгрызать козлиные ребра, хоть бы от слабости побледнел, поганец! Готье был рад тому, что оруженосец так быстро пошел на поправку, плесень и на этот раз не подвела, рыцаря подвел не к месту болтливый язык.

Там временем на пороге дома показался хозяин. И устремился к де Прэ со скоростью, которая нормандцу не понравилась.

- Ваша милость, моя жена…

Вот на счет жены Готье помнил все куда хуже, чем на счет Гвидо. Рана у нее была нехорошая. Может, хоть крестьянка умерла? По выражению лица окситанца что-то не похоже.

- Ничего не хочу знать! – рявкнул де Прэ, выходя из себя.  – Собираемся и уезжаем!

Крестьянин бухнулся на колени, лепеча что-то на счет «чудо» и «верую».
Де Прэ с «Граалем» в руках стоял недобрым истуканом, не очень понимая, куда теперь девать злосчастный кубок и куда деваться самому. На заднем плане мизансцены те из солдат, кто слушал вчера рассказ Готье о Чаше Христовой, шепотом пересказывали эту историю тем, кто ее пропустил. С подробностями, которые взбесили бы рыцаря окончательно, если бы он имел несчастье их расслышать.


* История правдивая, но, мне кажется, хронологически происходила немного позже

20

Враз протрезвев окончательно, Амори поднялся на ноги, подозвал к себе Тибо, и тихо порекомендовал:

- Тибо, заберите у господина эту чашу, полжите ее в мешок какой-нибудь, и спрячьте. А то устроили тут представление. Вы же понимаете, что это - просто совпадение, никакой это не Грааль. Пф, тоже мне, ну что за вздор, хахаха! - рыцарь намеревался выглядеть задорным и веселым, но чувствовал, что это у него получается не очень хорошо.

Раздражение, с которым де Прэ начал отрицать очевидное, привело Амори в чувство, и даже более того. Неприятный холодок пробежал у него по спине - то, о чем сам рыцарь говорил еще вчера, теперь воплощалось, но что было смешно и забавно в виде пьяной фантазии, становилось опасным сегодня с утра. В виде живого и здорового Гвидо, и, что еще хуже, жены крестьянина. Ведь если заживление раны оруженосца можно было бы объяснить его молодостью, и, например, дофантазировав какую-то целебную траву, домешанную в вино, то со второй исцеленной все не так просто. Они уедут, а ошарашенный еретик, кажется, с утра вернувшийся в лоно истинной церкви, будет трезвонить по всей округе. Или его жена, и дети. Вот ведь!
Амори выругался сквозь зубы. Ощущение причастности к чуду - а он теперь был более, чем уверен, что из реки они выловили сундук именно с Граалем - нивелировалось осознанием того, что они и сами могут попасться в цепкие руки Рима как еретики. А как назвать людей, которые находять волшебную чашу, врачуют ею, вместо того, чтобы мчаться к Престолу? Послали черти им ту деву на плоту!

И что теперь делать?

Для начала - убраться подальше. Тут де Прэ совершенно прав.

Солдаты, быстро пошушукавшись, не решились испытывать на себе гнев де Прэ, поэтому очень быстро собрались, и пока Амори размышлял, Лабмер подвел ему оседланную лошадь. Тибо сделал то же самое для Готье, и, не говоря ни слова друг другу, рыцари взобрались на лошадей и поспешили прочь. Гвидо уложили на телегу, несмотря на то, что поганец рвался ехать верхом.

Крестьянин стоял на коленях до тех пор, пока рыцари не скрылись за поворотом. Пыль, поднятая копытами их лошадей, еще долго оседала, искрясь в лучах рассветного солнца, и когда дымка окончательно рассеялась, крестьянин поднялся и побрел в дом. Лицо его сковала маска из смеси радости, удивления, ужаса и крайнего замешательства.

Обращение по крайней мере одного еретика обошлось без крови, и не стоило Риму ничего.

Свернутый текст

Эпизод завершен

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Время королей » ➤ Непрощенная земля » Сказка, рассказанная вовремя, вечер-ночь с 30 на 31 июля 1209 года