О РЫЦАРЯХ
К сожалению, распространенное представление о средневековых рыцарях зачастую делит их на возвышенных артуровских героев и грубых немытых гопников. Не могу не заметить, что это, скорее, крайности – а посередине, между крайностями, как водится, должна лежать НОРМА. Разумеется, для рыцарей – особенно норманнов и тех, кто усвоил эту культуру и воспитывал в ней своих детей, - представление об «идеальном рыцаре» прописано с детства. О рыцаре, который не вступает ни в какие отношения с неверными и изменниками; который не вредит даме ни делом, ни злым советом (вне зависимости от того, замужем она или девица); верно служит Богу и Королю; соблюдает посты, исправно посещает мессу и жертвует на церковь.
Мера соответствия идеалу… Были те, кто исключительно из духовных соображений, бросив семью и замок, отправлялись в Палестину. Были те, кто на своем щите писал девиз – «Не боюсь ни Бога, ни дьявола». Были те, кто платился жизнью, защищая своего лорда и его семью. И были те, кто своего сюзерена продавал и предавал.

ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ
Посвящаемый преклоняет колени перед сеньором, который наносит символический удар мечом плашмя по плечу или по шее :), после чего вручает ему оружие.

ВЫЗОВ НА БОЙ
Вызов на бой, помимо традиционного бросания перчатки, может быть передан устно либо письменно (если адресат умеет читать :)). Впрочем, перчатку тоже можно прислать.
Вызов на бой посылают только равному – и принимают только от равного. Ни один рыцарь не унизится до поединка с йоменом.
Суд имеет право назначить поединок (для окончательного установления истины) как между рыцарями, так и между простолюдинами. Рыцари, в таком случае, сражаются на мечах, топорах или булавах, а йомены, как правило, на мечах или дубинках.

ПРИНЯТИЕ ВАССАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ (Оммаж)
Вассал благородного происхождения, стоя на коленях, вкладывает свои руки в руки господина и приносит ему клятву верности, после чего получает от сеньора меч (или иной подарок) в знак установления взаимных обязательств. У вассалов неблагородного происхождения процедура та же, за исключением вручения меча. Сходным образом приносят клятву и те, кто поступает на службу – например, лесничий, поступающий на службу к шерифу.

ОБЕТЫ
Произнесенный обет подлежит неукоснительному соблюдению, каким бы странным или даже смешным он ни казался. Любой человек, из религиозных или иных соображений, может дать клятву отправиться в паломничество, не прикасаться к какому-либо определенному виду пищи, есть и пить стоя, носить на себе цепи, и т.д. – до тех пор, пока не исполнит торжественно данного обещания или пока не пройдет определенный срок.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УЧТИВОСТИ
Крайнее проявление неуважения - не предоставить старшему по рангу то место, которое ему подобает; но и равные оказывают друг другу почести. Уступить более удобное место, обнажить голову в знак уважения – это признак хорошего воспитания; говорят, что при попытке поцеловать руку особенно щепетильной даме та иногда отдергивала ее, чтобы избежать якобы незаслуженной чести. :)

Про куртуазную любовь речи не будет в этой саге :). В Англии этот концепт (в первую очередь, распространившийся через окружение Элеоноры Аквитанской, матери Ричарда) остается изящной игрой высших сословий, читающих трактат «О любви» Андре ле Шаплена. Расцвет «куртуазной любви» в Англии наступит лишь в 13-15 вв. Тем не менее, посвящение турнирных побед и воинских подвигов благородной девице – почти непременный элемент «благородного» ухаживания. Рыцарь может носить геральдические цвета своей возлюбленной и даже предметы ее туалета, подаренные в знак любви. (Иногда по окончании турнира дамы дарили рыцарям свои украшения и детали одежды – шарф, пояс, платок, даже рукав.)
Но учтите, что английская провинция – не двор Элеоноры и не Пуатье. Так что не перебарщивайте.

ОБРАЩЕНИЯ И ПРИВЕТСТВИЯ
Обращаясь к кому-либо, необходимо помнить и правильно произносить имя и титул (ошибки могут быть чреваты неприятными последствиями). Как минимум, не забывайте добавить «сэр» при обращении к благородной особе – сэр рыцарь (если неизвестно имя), «сэр шериф», даже «сэр епископ» (и «преподобный сэр»).
К рыцарю обращаются «сэр», прибавляя имя (то есть, если рыцаря зовут Ричард Ли, к нему надлежит обращаться «сэр Ричард», но не «сэр Ли»); сходным образом, к благородной даме обращаются «леди» плюс имя («леди Элоиза», «леди Кэтрин» и т.д.). Допустимо обращение «мадам» (к замужней) и «дамуазель» (к незамужней), но это – маркер речи норманна.
Если слух не коробит – можно использовать варианты «господин» и «госпожа» при обращении к благородным особам (не «сэр шериф», а «господин шериф», и т.д.).
При обращении вассала к сюзерену допустимо обращение «милорд» (my lord).
К священнику обращаются «отец такой-то», к монахине – «мать такая-то». «Братьями» монахи называют друг друга.
Среди простолюдинов в ходу уважительное обращение «мастер» (букв. «хозяин») – так обратится подмастерье к наставнику, работник к хозяину, домочадец к главе дома, да и в принципе оно применимо к любому уважаемому лицу.

Женщин приветствуют, снимая головной убор. Человек более низкого происхождения, разумеется, обнажает голову в присутствие высокопоставленного лица, младший – в присутствие старшего.
Дворянин может приветствовать даму поцелуем в руку, более или менее равного по положению мужчину – рукопожатием. (Младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.)
Женщины, приветствуя старших по возрасту или рангу, также кланяются или слегка приседают. Обращаясь к высокопоставленному, особо значительному лицу они, как и мужчины, могут преклонить колено.
Знакомя двух равных по общественному положению людей, младшего всего представляют старшему, мужчину – женщине. Если же один из них значительно выше по рангу, ему отдается приоритет: так, благородную даму представляют епископу, а почтенного барона – молодому принцу крови.

Поклон обозначает признание первенства собеседника. Принцип «чем выше приветствуемая персона, тем ниже поклон» действует для всех сословий. Поклон, как правило, сопровождается снятием головного убора или прикосновением к нему. Вышестоящий отвечает благосклонным кивком. :) Подходя под благословение священнослужителя (особенно епископа или аббата), преклоняют колено.
Каковы бы ни были формы приветствия, основополагающий принцип всегда остается одним: младший по возрасту или низший по рангу приветствует первым. Виллан, который заметил знатную особу (и уж тем более собственного господина), но не поспешил снять шапку и поклониться, рискует быть наказанным.
Проигнорировать приветствие равного во все времена считалось оскорблением.

ЗАСТОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ
Совместное принятие пищи всегда было обставлено ритуалами и церемониями, так как, помимо утоления голода, оно имеет и огромное социальное значение. Люди собираются за столом, чтобы отпраздновать какое-либо событие, установить или подчеркнуть дружеские, деловые или общественные связи и, наконец, просто пообщаться. Поэтому очень важно, кто сидит ближе к хозяину, за что поднимают тосты и т. п. Пируют, как правило, за общим столом, во главе которого сидит хозяин, - а иногда для хозяина и особо почетных гостей предназначается отдельный стол. Порой его даже отгораживают специальной занавесью, особенно если предполагается приватный разговор с важным гостем.
Мужчин и женщин зачастую рассаживали попарно; нередко сидящие рядом пили из одного бокала и ели из одной тарелки (если тарелками служили хлебные лепешки, их принято было после еды отдавать беднякам). Своим господам за столом прислуживают (нарезают мясо, наливают вино) пажи и оруженосцы. Сами они сидят либо вместе со слугами, либо отдельно.

Ранг гостя определяется близостью к месту хозяина – желая обидеть пришедшего, хозяин намеренно может указать ему чересчур «низкое», неподобающее по рангу, место. Усадить рыцаря за один стол со слугами и музыкантами – серьезное оскорбление.
Если хозяин сочтет это необходимым, он может воспретить своей супруге присутствовать на пиру – либо она вместе со своими прислужницами и воспитанницами удаляется в определенный момент по приказу мужа.
На пирах обсуждаются дела, разрешаются споры, исполняются песни, происходит обмен подарками. Вооруженные конфликты в пиршественном зале, особенно во время официальных торжеств, караются строже, чем где бы то ни было.
Не выказать уважение хозяину дома (вне зависимости от того, пригласили тебя туда или ты пришел сам) значит серьезно погрешить против приличий.

О ПОДАРКАХ
Бракосочетание, поминки, посещение гостей, совершение сделки, заключение мира и многие другие важные вехи в жизни человека, как правило, сопровождаются взаимным вручением подарков. Эти дары могут иметь значительную материальную ценность, но могут быть и символическими, поскольку самым важным является то, что между людьми возникают узы дружбы или служения. При расторжении договора, помолвки и т.д. обе стороны имеют право требовать взаимного размена подарков (или возмещения стоимости, если вернуть подарок по каким-то причинам невозможно). Возвращение или непринятие подарка должно заставить подарившего задуматься – возможно, он впал в немилость?

Дополнительный материал можно почерпнуть здесь: http://www.countries.ru/library/middle_ … /index.htm

http://sherwood-arrow.livejournal.com/47507.html