Время королей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Время королей » ➤ Оттиски истории » Секс в Средние века


Секс в Средние века

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Источник: сайт Master-X. Автор: Mia.

Непорочные девушки

В Средие века ценность девственности была повсеместно признана как религиозными, так и светскими властями. Однако у них были некоторые разногласия по поводу ее конечного назначения. Церковь считала, что невинность это дорога к спасению, так как отказ от земных утех помогает избежать грехов. С другой стороны, светские власти воспринимали девственность как что-то, что нужно беречь, но с чем, в конечном счете, нужно расстаться при заключении законного брака. Мужьям необходима была уверенность в том, что их жены рожают детей от них. Поэтому если взять в жены непорочную девушку, то шансы стать отцом именно своих детей значительно увеличиваются. Основное разногласие между религиозными и светскими властями заключалось в споре о том, как правильно распорядиться невинностью: сохранить ее для Иисуса Христа или заключить выгодный брак. Церковь поощряла молодых девушек давать обет безбрачия и становиться монахинями, даровать свадебное приданое церковной казне и заниматься спасением своих душ. Однако большинство отцов этих самых девушек предпочитало, наоборот, выдавать дочерей замуж, получая полезные связи в обществе и иногда даже увеличивая свое благосостояние. Если же дочь принимала решение стать монахиней, родители особо не радовались, так как многие монастыри требовали приданое, причем в таком же размере, как если бы ее выдавали замуж.

Значимость девственности в денежном выражении привела к тому, что стали появляться всевозможные способы убеждения мужчин в непорочности девушки. Обычно у таких невест приданое было несколько больше, и это делало их более привлекательными для завидных женихов. Последние, в свою очередь, скорее всего, тоже одаривали семью невесты хорошими подарками. В помощь женихам в различных медицинских трудах описывались методы, которые могли доказать или опровергнуть непорочность девушки. В частности, в книге «Женские тайны» (De Secretis Mulierum) представлено несколько таких способов, начиная от простого наблюдения за поведением женщины, заканчивая исследованием ее мочи и занятием с ней сексом. Другие тексты предлагали не только методы проверки наличия девственной плевы, но и способы ее восстановления (это уже, по-видимому, в помощь невестам).

Преступление и наказание

Как уже упоминалось, церковь давала предписания относительно того, как, когда, где и с кем нужно заниматься сексом. Невыполнение подобных «указаний» считалось грехом. Чтобы священники могли определить серьезность совершенного греха и меру наказания за него, были составлены специальные церковные уложения о наказаниях. Интересно, что сексуальные прегрешения представляли самую большую категорию грехов в этих книгах. За них в качестве наказания предусматривалось: сексуальное воздержание и содержание виновного на хлебе и воде. Степень суровости наказания зависела не только от самого греха, но и от возраста и социального статуса согрешившего. Взрослые и женатые наказывались более сурово, нежели молодые и одинокие, а со священнослужителей за такие проступки спрашивали строже, чем с обычных прихожан. Церковь считала, что на первых лежит больше ответственности, поскольку они должны показывать пример остальным. Пример, супружеская измена. За секс с замужней женщиной или непорочной девушкой, монашкой или рабыней, взрослому женатому мужчине обычно полагалось наказание сроком на пять лет. Но за такое же согрешение священник получал десять лет, а епископ – двенадцать и лишение церковного сана. С другой стороны, внебрачные связи между молодыми неженатым людьми карались только одним или двумя годами. Более того, этот срок в два раза сокращался, если девушка была прислугой (из-за ее невысокого статуса). В общем, к внебрачным интимным отношениям относились более терпимо, нежели к супружеской измене, но об этом чуть позже.

В качестве единственно правильной позы в сексе церковь разрешала «миссионерскую позу». Все другие вариации подвергались наказанию. В частности, за анальный секс наказание было сроком в семь лет; за оральный секс, за позы «по-собачьи» и «женщина сверху» - три года. Запрет на них объяснялся тем, что все они «противоестественны», поскольку мужчина не должен опускаться до уровня животных и всегда обязан занимать доминирующую позицию в сексе. Церковные уложения о наказаниях призывали прихожан заниматься сексом только ночью и только частично раздетыми. Из этого можно сделать вполне очевидный вывод, что секс воспринимался как нечто постыдное.

Одним из самых влиятельных таких уложений в XI веке принято считать труд «Decretum» знаменитого романо-католического правоведа Бурхарда, епископа Вормсского (Burchard of Worms). На основе других предписаний, он предложил свою шкалу сексуальных грехов, которая отчасти учитывала ежедневные потребности людей. Десять дней на хлебе и воде было наказанием за рукоблудие для мужчин. Если же они использовали какой-нибудь деревянный предмет с отверстием, то наказание увеличивалось до двадцати дней. Воздаяние за внебрачные связи с прислугой или неженатой женщиной также было десять дней. По мнению Бурхарда, это были наименее серьезные преступления. Если сравнивать с другими церковными уложениями, то за мастурбацию мужчины могли понести наказание от сорока дней до года, в зависимости от возраста, статуса виновного и частоты его прегрешений.

Десять дней на хлебе и воде также давали за секс с чужой женой в недопустимой позе, если она была беременна или «нечиста» (менструация). Расплата за секс по воскресеньям были четыре дня на хлебе и воде, а за секс во время христианских праздников – сорок дней. Причем срок наказания снижался в половину, если муж был выпившим.

К самым суровым воздаяниям прибегали в случаях инцеста, содомии и скотоложства, вплоть до пятнадцати лет за рецидивы. Но были и более мягкие наказания за некоторые гомосексуальные прегрешения – два-три года за взаимную мастурбацию и секс без проникновения. В таких случаях взрослых мужчин наказывали строже, чем молодых мальчиков.

Бурхард также рассматривает и женскую сексуальность, предписывая священникам задавать девушкам и женщинам следующие вопросы: прибегали ли когда-нибудь к афродизиакам (два года наказания), занимались ли сексом с другими женщинами (пять лет), совокуплялись ли с животными (семь лет), ублажали ли себя дильдами (один год; строже, чем у мужчин), делали ли аборты (десять лет), глотали ли семя своих мужей (семь лет) или подливали свою менструальную кровь в еду или питье мужьям, чтобы возбудить их (пять лет).

По мнению проповедника, любое действие, которое приводило к сексуальному возбуждению или удовлетворению, являлось греховным. Например, рассказывать грязные шутки или смеяться над ними, петь или слушать похотливые песни, исполнять или посещать непристойные мероприятия, мыться в общей бане, а также трогать, ласкать или целовать женские груди и гениталии.

Шкала сексуальных прегрешений Бурхарда получила одобрение у церкви, которая впоследствии стала применять ее повсеместно.

Секс и супружество

На протяжении всего Средневековья церковь предлагала женщинам «искупить грех Евы», по сути, только двумя способами: стать монахиней (лучший вариант) или матерью. Именно поэтому большинство женщин, если они не уходили в монастырь, были вынуждены выходить замуж и рожать детей. Как только девочка была физически готова к сексуальным отношениям, ее выдавали замуж. Считалось, что она готова к замужеству в возрасте двенадцати лет (у мальчиков – четырнадцать). Большинство пар женилось не по любви и сексуальному влечению друг к другу, а по расчету родителей. В основном это касалось только высшего сословия, поскольку при заключении брака происходил обмен собственностью. Женились по любви молодые из низшего сословия, так как у них ничего не было.

Помимо того, что брак заключался для обмена собственностью, церковь рассматривала его как способ контроля сексуальных желаний прихожан. Секс за пределами брака считался греховным, а секс внутри брака разрешался только для продолжения рода. Многие писатели того времени считали, что хорошие сексуальные отношения благоприятно сказываются на супружестве. Однако существовало и обратное мнение, согласно которому ни сексуальное желание, ни удовлетворение не должны играть большой роли в семье. Так, например, философ Фома Аквинский предостерегал, что те мужчины, которые спят со своими женами только ради удовольствия, обходятся с ними как с проститутками. Святой Иероним еще в IV веке выразил мнение, которое вплоть до конца XVI века оставалось превалирующим в обществе: «человек, который слишком страстно любит свою жену, - блудник».

Церковь хотела, чтобы люди занимались сексом только в законном браке, и пыталась всячески это регулировать. В частности, в руководстве для исповедников, Summae Confessorum, изданном в начале XIII века, перечислялись дни, когда муж и жена не могли заниматься любовью: все праздники, постные дни, все воскресения и в периоды, когда жена была «нечистой» (во время менструации, беременности, при грудном вскармливании, в течении сорока дней после родов). Все это означало, что в среднем большинство супружеских пар могли по закону заниматься сексом не чаще одного раза в неделю.

Помимо того, что церковь предписывала, когда надо заниматься сексом, она также прописывала как именно надо это делать. В трактате «Женские тайны» подробно описано, что перед соитием нужно подготовиться физически (опорожниться) и морально. Также необходимо эротическое стимулирование «нижних частей», чтобы разогреть партнершу до нужной температуры. Несмотря на распространенное мнение о том, что женщины - сексуально ненасытные существа, считалось, что они всегда должны занимать пассивное место в интимных отношениях. Женам следовало быть робкими в плане секса, а задача мужчин – верно истолковывать их «сигналы» для сексуального удовлетворения.

Хотя Блаженный Августин и его соратники предостерегали от занятия сексом ради удовольствия, они также напоминали женатым прихожанам о том, что они должны выполнять свой супружеский долг. Правом требовать от партнера/партнерши секса обладал каждый из супругов. Такой секс не считался грехом, если, конечно, жена/муж не требовал за него материальную компенсацию. Если супружеская пара по взаимному согласию решила прекратить свои интимные отношения, а позже один из них передумал, то другая сторона имела право отказать ему/ей в сексе. Обоюдное решение о прекращении сексуальных связей отменяло супружеский долг, и с момента его принятия ни супруг, ни супруга не могли его вернуть в одностороннем порядке.

Прекращение интимных отношений между супругами никак не сказывалось на их социальном статусе. Они по-прежнему оставались мужем и женой, а брак считался полноценным. Церковь пыталась как можно дальше отделить секс и супружество, и отчасти ей удавалось это сделать.

Внебрачные связи и супружеская измена

Несмотря на то, что церковь была вынуждена признать секс в супружеских парах законным и даже правильным (для продолжения рода), она продолжала подавлять сексуальное желание людей. Делалось это для того, чтобы последние могли достичь духовной гармонии, являющейся смыслом жизни. Так, например, Фома Аквинский считал, что похоть приводит к моральному разложению человека. Не отрицая того, что секс - занятие весьма приятное, церковь открыто говорила о той власти, которой он обладает над людьми: чем больше им занимаешься, тем больше хочется. Грехом являлся не сам акт соития, а удовольствие, получаемое от него.

Согласно законам того времени, священнослужители должны были сообщать светским властям обо всех им известных прелюбодеях (все, кто не состоял в браке, но имел сексуальные связи). Те, в свою очередь, могли наказать грешников либо штрафом, либо принудить пару к женитьбе, либо заставить мужчину заплатить родителям «испорченной» девушки выкуп. В большинстве случаев прибегали к двум последним средствам. Если мужчина отказывался от предложенного ему выбора, то накладывался штраф, а в более серьезных случаях применялось телесное наказание. Таким образом, основное внимание уделялось «заживлению социальных ран», а не самим наказаниям.

Мера наказания за внебрачную связь опять-таки зависела от возраста виновного, его социального и религиозного статуса, а также от статуса «потерпевшей». Чем старше блудник, тем жестче наказание. Девушки-крестьянки зачастую воспринимались как «законная добыча», поэтому если мужчины согрешили с ними, то ничего страшного в этом не было. Для христиан, которые занимались любовью с представителями другой веры (с евреями или мусульманами), полагалась смертная казнь. Такое же наказание было за смешанные браки.

Похоже, что, несмотря на указы церковного права и угрозу наказания, необузданные сексуальные отношения были очень распространены во всей средневековой Европе. Более того, большинство людей даже не воспринимали внебрачные связи за грех. По уверениям Святого Викентия Феррера (Vincent Ferrer) (1350-1419), к пятнадцати годам среди молодых людей не оставалось ни одного девственника. Также существуют предположения о том, что в деревнях отношение к сексу было более раскрепощенное, нежели в городах. Наконец, несмотря на то, что церковь относила добрачные сексуальные связи к грехам, на самом же деле, молодые пары имели интимные отношения друг с другом сразу же после помолвки. Это был, своего рода, испытательный срок до заключения брака. Таким образом, если кто-то из пары или даже оба были недовольны интимной жизнью, они в принципе могли отменить намеченную свадьбу.

По сравнению с внебрачными связями, измена была не так популярна в Средние века. Только к концу Средневековья случаев супружеской неверности стало больше, и она перестала рассматриваться как повод к расторжению брака. Эндрю Каплан (Andrew the Chaplain), автор книги «Искусство куртуазной любви» (The Art of Courtly Love), пишет, что если муж изменяет своей жене, которую не любит и к которой не испытывает страсти, то его действия допустимы.

Однако, виновные в супружеской неверности наказывались более жестко, чем те, которые не состояли в браке. Супружеская измена считалась более серьезным грехом, потому что нарушалась клятва, а иногда рождались внебрачные дети. Интересно, что женщин, изменившим своим мужьям, наказывали более сурово, нежели мужчин. Действительно, все средневековое общество считало, что совершившая измену супруга опозорила и обесчестила как мужа, так и всю свою семью; за это должна была понести суровое наказание. Зачастую ее изгоняли из дома, муж лишал приданого, а иногда брил ее голову наголо, чтобы она с позором прошла по улицам города. Более того, суды не спешили наказывать мужей, которые убивали любовников своих жен, поскольку в таких случаях все равно виновата была совершившая измену жена, а не обманутый муж.

Жрицы любви

В Средние века женщины становились проститутками по тем же причинам, что и сейчас: бедность, потеря социального статуса, неблагоприятное окружение и семейная наследственность. Профессор истории и директор центра по средневековым исследованиям Рут Каррас (Ruth Karras) полагает, что несмотря на то, что никто не принуждал их заниматься подобным занятием, о том, чтобы стать жрицей любви, не мечтала ни одна девушка. Возможно, для некоторых незамужних женщин торговля своим телом была единственным средством к существованию. Французский исследователь Жак Россьод (Jacques Rossiaud) приводит цифры по проституции в Бургундии (Франция). Так, к концу Средневековья в городе Дижон четыре из пяти проституток принадлежали к низшему сословию. Средний возраст, когда девушка становилась проституткой, - 17 лет. Четверть из них стала заниматься проституцией по наставлению семьи, и только пятнадцать процентов из них выбрала свою профессию самостоятельно и добровольно.

Интересно, но для большинства блудниц проституция не была единственным занятием. Когда для женщины ее обычная профессия не приносила денег, она на время могла стать проституткой. Другими словами, проституцию порой рассматривали как дополнительный источник доходов.

Согласно средневековой религиозной литературе, церковь предполагала только два выхода из проституции. Несчастная грешница могла либо стать монахиней и искупать свои грехи всю жизнь, либо сразу же обрести спасение, прямиком отправившись на тот свет после покаяния. Церковные законы никогда не запрещали, но намекали на то, что проститутки не могли выходить замуж и создавать свои семьи. Исключение составляет средневековая Великобритания, которая прописала этот запрет в своем гражданском праве. Однако в действительности у многих жриц любви были мужья и семьи. Так, в Париже, Дижоне и Леоне треть проституток была официально замужем, а среди незамужних большинство проживало в гражданском браке. Более того, их мужья зачастую являлись либо их сутенерами, либо искали клиентов для борделей.

В целом, если говорить о проститутках в Средние века, особенно в период позднего Средневековья, они занимались своим делом открыто. У них были свои кварталы «красных фонарей», свой дресс-код, и даже созданы профсоюзы.

Бордели и бани

Проституция была популярным и прибыльным бизнесом. К концу Средневековья появилась даже своя иерархия в этой сфере. На ее вершине находился муниципальный публичный дом, подпадавший под управление городской администрации. Последняя регулировала его деятельность, издавая соответствующие распоряжения. В частности, она запрещала побои проституток и ограничивала для них количество посетителей в день, а также определяла процент прибыли, отчисляемый городской казне. Именно в период между 1350 и 1450 годами проституция начала приобретать законный статус, и стали учреждаться муниципальные бордели. Так, правительство Венеции основало городской публичный дом «Кастеллетто» в 1360 году, во Флоренции подобное заведение появилось в 1403 году, а в Сиене – в 1421 году.

Задолго до того, как появились муниципальные публичные дома, по всей Европе были популярны небольшие частные бордели. Обычно содержательницами подобных заведений были взрослые женщины. Помимо надзора за своими подопечными, они нанимала на работу новеньких (всех, кроме монахинь-беглянок и девушек младше тринадцати-четырнадцати лет), давали им инструкции по соблюдению гигиены, а также уведомляли клиентов о существующих правилах и следили за их исполнением.

Согласно указаниям, девушка не могла заниматься сексом с молодыми людьми младше шестнадцати лет и с мужчинами из тех же мест, что и она. Христианские проститутки не должны были ублажать евреев и мусульман: как только они видели обрезанный член, они сразу же отказывались предоставлять интимные услуги. Анальный и оральный секс были также запрещены, так как считались нечистыми и греховными. Во всех борделях основной позицией в сексе была «миссионерская», поскольку только ее разрешала церковь как на брачном ложе, так и в домах терпимости.

Сравнивая с интимными услугами, оказываемыми сегодня, средневековый секс, безусловно, был очень традиционным и чрезвычайно чистым! «Перед совокуплением женщина должна помыть свои внутренние органы с помощью пальца, обернутого в шерстяную материю, и всюду вытереться абсолютно чистой суконкой. Затем она должна раздвинуть ноги как можно шире, чтобы вся влага вышла наружу. Потом она еще раз должна вытереться и слегка промокнуть свои гениталии присыпкой и розовой водой. Только теперь она готова к соитию». Такую рекомендацию давал итальянский врач Тротула из Салерно (Trotula of Salerno) всем блудницам, которые готовились ко встрече с клиентом. Эти знания передавались от содержательниц борделей к своим подопечным по всей Европе.

Начиная с XIV века, практически везде было запрещено посещать бордели во время Великого поста и других важных религиозных праздников. К XV веку эти праздники сократились до Рождества и пасхальной недели. Помимо церкви на частные бордели стали оказывать влияние и местные власти. В частности, они регулировали часы их работы.

Помимо популярных частных борделей проституция существовала и в банях. В них за небольшую доплату можно было снять комнату с привлекательной девушкой или привести свою. Любая женщина, которая производила впечатление целомудренной дамы, с легкостью могла предаться любовных утехам со своим любовником под предлогом посещения бани. Сначала оплачивался вход в баню, а по выходу из нее оплачивались услуги, которые были предоставлены, в том числе и интимные. В норвежском городе Берген первые бани были построены в 1230-х годах по приказу короля. В Англии, Германии и других северных странах большей популярность пользовались именно бани, а не бордели.

Наконец, были и независимые проститутки, которые работали сами на себя. Их можно было встретить повсюду: на парапетах и набережных, в парках и переулках, на мостах и пустырях, - везде, где можно было ненадолго укрыться от посторонних глаз. Так как в средневековом городе было не так-то просто уединиться, блудницы не особо переживали, когда за ними подглядывали. Например, в 1400 году во Флоренции некая женщина по имени Салваза была осуждена за нелегальную проституцию после того, как один из свидетелей заявил о том, что регулярно наблюдал за ней, обнаженной, и что в постели с мужчинами она вытворяла все те непристойные вещи, которые исполняли проститутки.

Что касается клиентов этих самых борделей, бань и «внештатных» проституток, то большая часть состояла из молодых и неженатых мужчин. Что бы ни говорила церковь про секс, средневековое общество всегда терпимо относилось к добрачным связям и супружеским изменам. Проституция, прежде всего, рассматривалась как способ удовлетворения сексуальных потребностей молодых людей, которые никак не могли совладать со своими желаниями. Более того, она действительно защищала почтенных жен и целомудренных дочерей от групповых изнасилований и, что самое интересное, даже самих юношей от соблазна изведать гомосексуальную любовь. Для церкви все это было важно, поскольку мужчины все чаще стали жениться в более позднем возрасте - от двадцати до двадцати девяти лет. Это было связано с тем, что подмастерья, молодые ремесленники и студенты хотели сначала получить профессию, а затем уже заводить семью. Других же молодых людей от женитьбы удерживали большие выкупы невесты и большие затраты на свадьбу. Поэтому к концу Средних веков и церковь, и светские власти официально разрешили юношам старше 16 лет появляться в борделях и пользоваться интимными услугами блудниц.

Церковь и светские власти

В средневековой Европе позиция церкви и светских властей по отношению к проституции была двойственной: с одной стороны, они ее осуждали, с другой – относились к ней весьма терпимо. Также как и сам секс, они воспринимали ее как неизбежное зло. В 1358 году Великий Совет в Венеции даже заявил, что проституция «просто необходима миру». Конечно, церковь никогда не упускала возможность уверовать прихожан в том, что пользоваться услугами развратниц это неправильно. Однако как однажды сказал сам Блаженный Августин: «устрани блудниц и город придет в смятение». Терпимость церкви к проституции была скорее вынужденная.

Тем не менее, церковь пыталась бороться с проституцией, но делала это деликатно. Во-первых, она заявила о том, что все женщины легкого поведения должны различаться от благопристойных дам по некоему опознавательному знаку. В XIII веке священнослужители считали, что проститутки должны иметь свою форму одежды, которую устанавливали городские власти. Например, в Тулузе (Франция) этим особым отличием был белый бант, в Вене (Австрия) – желтый шарф, в Лейпциге (Германия) – желтая накидка с синей каймой, в Берне и Цюрихе (Швейцария) – красная шляпка, в Дижоне и Авиньоне (Франция) – белая повязка на руке.

Несмотря на то, что жрицам любви запрещалось носить дорогую одежду и украшать себя ювелирными изделиями, многие из них одевались по своему усмотрению. В крупных городах, таких как Париж и Венеция, богатые куртизанки с каждым годом становились все заметнее и порой даже затмевали своими нарядами аристократичных барышень. Как утверждает американский историк и сексолог Верн Булло (Vern Bullough), в Средние века даже существовало негласное правило: тот, кто видел блудницу, одежда которой не соответствовала ее официальному «дресс-коду», имел право раздеть ее на месте. Зачастую этим пользовались сами чиновники, которые после изъятия дорогих нарядов и украшений перепродавали их своим знакомым.

Во-вторых, церковь требовала, чтобы проститутки были изолированы от городской жизни. В 1213 году Совет в Париже постановил: «Мы запрещаем публичным проституткам жить в пределах города, и приказываем их изгнать так же, как прокаженных». Подобные попытки выгнать из городов женщин, торгующих своим телом, предприняла и Италия, но безрезультатно. Потребность в блудницах была чрезвычайно велика, причем не только со стороны молодых людей, но и со стороны взрослых женатых мужей и даже лиц духовенства. Поэтому многие средневековые города решали проблему, изгоняя проституток в определенные районы. Такие кварталы изначально были неблагополучными, а если не были, то обязательно ими становились. Названия многих улиц, на которых трудились развратницы, содержали слово «роза», поскольку в те времена существовало популярное выражение «сорвать розу», означавшее «снять проститутку».

Наконец, помимо дресс-кода и обособленности, церковь также делала упор на возможность исправиться, призывая блудниц выходить замуж или становиться монахинями. Римский папа Иннокентий III (Pope Innocent III) поощрял всех истинных христиан помогать павшим грешницам и даже отпускал грехи тем, кто брал их в жены. Более того, для тех проституток, которые решили бросить свою профессию, строились специальные религиозные приюты. Для них в 1227 году был специально учрежден орден Марии Магдалины, символизирующий образ кающейся блудницы. Церковь также поощряла христиан делать пожертвования подобным заведениям. Многие прихожане даже даровали им свою собственность, в результате чего некоторые «дома Марии Магдалины» значительно обогатились. Например, в XIV веке у одного из венских «пристанищ» было более 30 наделов в близлежащих окрестностях. Забавно, но далеко не все приюты преследовали цель «перевоспитать» грешниц. В качестве примера можно привести приют в Вене, известный как «Дом души» (Soul House), который был учрежден в 1480 году Фридрихом III (Emperor Frederick III). Последний император Римской империи также даровал обитательницам дома право продавать вино, которое производилось на виноградниках, относившихся к поместью. Но когда он узнал, что они зарабатывали торговлей не только вином, но и своим телом, то тут же прикрыл это заведение.

Что касается светских властей, то в Англии одним из первых правителей, кто стал регулировать проституцию на благо общества и самих трудящихся, был король Генрих II (Henry II of England). В 1161 году он издал указ в отношении борделей, находящихся в районе Саутварк (Southwark), вблизи Лондона. Во-первых, они должны были платить налоги епископу Винчестерскому, к округу которого этот район относился. Даже самих проституток называли «винчестерскими гусынями». Во-вторых, бордели не должны были работать во время религиозных праздников, заседания парламента или совета, проводимого королем. В-третьих, публичным домам запрещалось брать на работу беременных, замужних женщин и монахинь. В-четвертых, блудницы не должны были в открытую приставать к мужчинам на улице, а оплату за свои услуги могли получать лишь в том случае, если проводили с клиентом всю ночь. В-пятых, в борделях посетителям не должна была предлагаться ни еда, ни алкогольные напитки. В-шестых, проституткам разрешалось только работать в публичных домах, но не жить в них. Наконец, они должны были периодически проходить медицинские осмотры, а если кто-то хотел уйти из бизнеса, то никто не мог этому помешать.

2

Сексуальные позы

По мнению церкви, все позы, кроме «миссионерской» (мужчина сверху), были греховными и «ненормальными». Людям внушались страхи о том, что «неправильные» позы могли нарушить их естественную сексуальность. Яркий пример - «женщина сверху», где активную роль играет партнерша. Поза «сзади» тоже слыла «неестественной», поскольку именно так совокупляются животные, а человек не должен был им уподобляться.

Церковь также отрицательно относилась к анальному и оральному сексу. Но не потому, что такой секс нарушал отведенные мужчине и женщине роли в сексе, а потому, что ни один из таких актов не вел к продолжению рода. А ведь именно эту цель должен преследовать каждый человек в интимных отношениях. Конечно, люди все равно занимались и анальным, и оральным сексом и получали от этого большое удовольствие.

Несмотря на то, что были и весьма «изощренные» позы, которые вели к рождению потомства (поза «сзади»), церковь внушала, что последствия этого могут быть самыми непредсказуемыми. Например, дети, зачатые в таком положении, могут родиться с врожденными дефектами. Некоторые верили, что сексуальные пристрастия человека определяются порядком планет в день его рождения. Эти и другие предположения были прописаны в известной книге XIII века «Женские тайны» (De Secretis Mulierum).

Как бы то ни было, люди наслаждались сексом в самых разных позах, не обращая особого внимания на запреты церкви. Благо к концу Средневековья среди лиц духовенства стали появляться те, кто усомнились в справедливости церковных высказываний. Например, католический святой Альберт Великий (Albertus Magnus) перечислил пять поз в сексе и расположил их в порядке от наиболее до наименее «естественных»: «миссионерская», «бок о бок», «сидя», «стоя» и «сзади». Хотя он и верил, что первая поза - единственно правильная, но считал, что остальные «спорные лишь в моральном плане, но не являются греховными». Более того, он и некоторые другие богословы утверждали, что в определенных ситуациях (например, чрезмерная полнота) заниматься сексом в других позах, кроме «миссионерской», не только допустимо, но и желательно.

Мастурбация

Только в середине Средневековья мастурбация стала рассматриваться как сексуальное преступление. Священник Фома Аквинский (Thomas Aquinas) даже отнес ее к самому серьезному греху - греху против природы, - поскольку этот акт не вел к зачатию ребенка. Похоже, что отношение к рукоблудию изменилось после чумы в 1348-1349 года, когда в западной Европе умерла примерно треть населения. Тратить мужское семя впустую в то время было просто расточительством! Более того, по мнению церковных служителей, чума стала божьим наказанием человечеству за все его сексуальные прегрешения.

Как бы то ни было, виднейший теолог XIV века и канцлер парижского университета Жан Жерсон (Jean Gerson) написал первый в своем роде трактат о покаяниях онанистов. Он считал, что мастурбация это позорный акт и ужасный грех, и потакание такому желанию может привести к совершению еще более серьезных преступлений, например, к содомии.

По мнению Жерсона, многие взрослые занимаются рукоблудием, но особенно падки на него молодежь в возрасте от 13 до 15 лет. Жан призывал родителей и учителей проводить с подростками беседы, рассказывая им о вечных муках, на которые будут обречены все согрешившие. В качестве средств против мастурбации он рекомендовал холодные ванны, порку, воздержание, молитвы и окружение праведных людей.

Инцест

Инцест был одним из распространенных сексуальных прегрешений, после внебрачных связей и супружеской измены. В 1215 году Четвертый Латеранский собор издал в отношении инцеста указ о «четвертой степени родства». Согласно ему, запрещался брак между близкими родственниками (в пределах четвертой степени), исключения составляли те пары, которые получали согласие самого Папы Римского. Более того, к инцесту причисляли отношения между, так называемыми, «духовными родственниками»: крестным отцом/матерью и его/ее крестницей(ком), а также между самими крестными. Супружество между такими «родственниками» также считалось кровосмесительным. В средневековом произведении Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio) «Декамерон» (Decamerone) можно найти два примера подобных интимных отношений: Ринальдо занимается сексом с крестной матерью своего ребенка, а Тингоцио – с матерью своего крестника.

Важно отметить, что случаи инцеста встречались гораздо чаще среди аристократов, чем среди крестьян. Объяснение этому простое: богатые или люди высокого происхождения стремились сохранить свое положение и поэтому заключали браки в своих кругах.

Групповое изнасилование

Изначально светские власти и церковь придерживались разных позиции в отношении сексуального насилия и других жестоких действий. Изнасилование никак не осуждалось в церковных уложениях, в отличие от раптуса (с лат. raptus - похищение). В римском праве «раптус» означал насильственный увоз и необязательно подразумевал секс. Другими словами, совершалось преступление против чьей-либо собственности, в данном случае - похищение женщины из семьи. Церковь полностью разделяла позицию римских властей в отношении раптуса, но не в отношении сексуального насилия (об изнасиловании в его сегодняшнем понимании тогда не было сказано ни слова). Все изменилось, когда при составлении кодекса церковного права монах-правовед XII века Франческо Грациано (Gratian) получил доступ к своду законов Юстиниана (Corpus iuris civilis). В нем он и нашел обновленное значение «раптуса», похожее на то, под чем мы сегодня понимаем изнасилование, - сексуальное преступление против незамужних женщин, вдов и монахинь, за совершение которого полагается смертная казнь. Именно тогда Грациано и его последователи переняли его в церковное право. С тех времен это преступление стало одним из самых серьезных, совершенное не против чьей-либо собственности, а против самого человека. Таковым злодеянием считалось действие, при котором одновременно имело место быть а) похищение, б) жестокость, в) половой акт и г) отсутствие согласия потерпевшей. Возможно, подобное переосмысление стало следствием того, что церковь начала заключать браки только при взаимном согласии партнеров. Однако были и некоторые противоречия: церковь полагала, что невозможно изнасиловать свою жену, поскольку та дала добровольное согласие на секс, выйдя замуж. Также невозможно изнасиловать проститутку, потому что она зарабатывает своим телом.

Групповое изнасилование было распространенным явлением в позднем Средневековье. Любая женщина, гуляющая по улицам в одиночестве, рисковала быть изнасилованной. Нападающие оповещали о своем приближении криками «Шлюха!», чтобы таким вот образом узаконить свои дальнейшие действия. Лишь в очень редких случаях насильников наказывали.

Молодые люди вступали в банды, состоявшие обычно из пяти-шести (максимум 15) человек в возрасте от 18 до 20, во главе которых стоял лидер чуть постарше. Появление таких шаек в позднем Средневековье свидетельствовало о значительном снижении влияния церкви, поскольку сами участники банд называли себя монашеским братством, а их лидер именовался принцем, королем или даже аббатом. Юноши покидали подобные группировки в день своей женитьбы, но бывали и исключения. В частности, если молодой человек занимал одно из главных положений, он мог позволить себе находиться в банде до наступления 30-летнего возраста. Помимо мужчин в банду иногда входили и девушки, которые были «на подхвате» во время ритуальных изнасилований. Они обладали неприкосновенностью до тех пор, пока выступали в качестве будущих жен участников шайки.

Группировки действовали открыто, местные власти были хорошо осведомлены о том, что происходило в городах, ведь зачастую сыновья этих самых чиновников являлись членами банд. Светские власти и церковь не только не обращали никакого внимания на групповые изнасилования, но даже, наоборот, были в них заинтересованы. Сексуальное насилие на улицах города выступало некой сдерживающей силой для строптивых барышень и чрезмерно активных проституток.

В качестве жертв насильники выбирали в основном жен и дочерей разнорабочих, проституток, любовниц священников, разведенных женщин или просто служанок. Уже знакомый нам французский исследователь Жак Россьод (Jacques Rossiaud) полагает, что молодые люди преднамеренно стремились «испортить» девушек, выражая таким образом недовольство общественным порядком. Поэтому отцы оберегали своих дочерей, а мужья – своих жен. Но и сами девушки были очень осторожны: в одиночестве они появлялись на улице только днем, а вечером – только в сопровождении кого-либо. Если девушка была вызывающе одета и выходила на улицу без провожатого, то в случае ее изнасилования виновата была только она сама. Поэтому многие молодые женщины одевались очень целомудренно и вели в основном домашний образ жизни.

Как мы уже говорили, жрицы любви в Средние века были очень популярны, но, к сожалению, не обладали никакими юридическими правами: не могли наследовать собственность, выступать в качестве свидетеля в суде и так далее. Возможно, именно поэтому было чрезвычайно трудно обвинять мужчин в жестоком обращении с ними. Согласно церковным и светским положениям, секс с проституткой против ее воли считался почти законным действием. Преступлением также не являлось ее изнасилование, совершенное одним или несколькими людьми.

Излюбленными жертвами группировок были любовницы священнослужителей, которых они недолюбливали. Такую «месть» не могли избежать даже сами епископы. Наказать насильников было очень сложно, даже для церкви. Любая женщина, будучи любовницей духовного наставника, хорошо понимала, что такими отношениями подвергает свою жизнь опасности. Молодых и неопытных девочек, которые не придавали этому должного внимания, порой настигала горькая расплата. После того, как от них отказывались их покровители и семьи, они зачастую становились проститутками.

Примером средневекового города, в котором групповое изнасилование было распространенным явлением, считается, уже знакомый нам, Дижон (Франция). Как утверждает Жак Россьод, "эти группировки состояли в основном из местных холостяков: подмастерья, дети буржуазии и иммигранты. По ночам эти банды бродили по городу и шумно развлекались: напивались, устраивали драки, играли в азартные игры и нападали на беззащитных барышень. Подобные вылазки проходили минимум раз-два в месяц и были неотъемлемой частью ритуалов посвящения в мужчину (rite de passage)". В период с 1436 по 1486 год было официально зарегистрировано 125 случаев изнасилования, 80 процентов которых составляли групповые домогательства. Очевидно, что эта цифра отображает лишь малую часть того, что действительно происходило в Дижоне. Согласно данным, 85 процентов обидчиков были неженаты, и 50 процентов находились в возрасте от 18 до 24. Россьод полагает, что около половины молодых людей в Дижоне хоть раз совершали подобное преступление.

Методы контрацепции: прерванный половой акт и аборт

Поскольку церковь разрешала секс только для продолжения рода, она категорически отвергала применение контрацепции. Правовед Бурхард, епископ Вормсский (Burchard of Worms), даже ввел наказание сроком в десять лет за предохранение от беременности. Однако, несмотря на все эти запреты, на практике применялись различные противозачаточные средства, известные с античных времен: настойки на травах, специальные упражнения после соития, крема для гениталий, вагинальные суппозитории и многое другое. Также практиковался прерванный половой акт (coitus interruptus), возможно, самый действенный на тот период метод контрацепции. К прерыванию беременности прибегали в крайних случаях и в основном обходились без хирургического вмешательства: тяжелые физические нагрузки, горячие ванны, настойки и другие лекарства, вызывающие аборт. Исследователь истории контрацепции Джон Нунэн (John Noonan) заметил очень любопытную вещь: если в раннем Средневековье большое внимание в качестве средств контрацепции уделялось сексуальным позам и магическим амулетам, то в высоком и позднем Средневековье это был уже прерванный половой акт.

Несмотря на то, что церковь относилась ко всему этому резко отрицательно, она допускала четыре случая, когда можно было использовать противозачаточные средства. Во-первых, если семья была бедная и хотела ограничить количество ее членов. Монах Беда Достопочтенный (Venerable Bede) и епископ Вормсский заявляли, что аборт является менее серьезным грехом, если прибегнуть к нему с целью ограничения количества членов малоимущей семьи, нежели с целью укрытия нежелательных последствий внебрачных связей. Контрацепция также допускалась по медицинским показателям (противопоказания к беременности), по эстетическим воззрениям (нежелание женщин высшего сословия портить фигуру) и, наконец, для того, чтобы скрыть следы своих похождений на стороне. Об этом в 1210 году заявил Томас из Чобхэма (Thomas of Chobham), один из влиятельных английских богослов Средневековья. 

Литература

Помимо религиозных писаний, в которых впервые упоминается тема секса, средневековая литература также представлена многочисленными художественными произведениями. Многие из них стали затрагивать интимные отношения только в позднем Средневековье, так как именно к этому времени к столь пикантной теме начали относиться проще. Зачастую это были юмористические и сатирические произведения, главными героинями которых выступали неверные жены и распутные жрицы любви.

Одним из самых популярных юмористических жанров был фаблио – короткие и комические истории о любовных похождениях или мошенничестве, рассказанные в прозе или стихах жонглерами. Этот жанр появился во Франции в XII-XIII веках и распространился по всей Европе. Сюжеты фаблио сводятся в основном к изображению супружеских измен жен буржуа с деревенскими священниками или странствующими жуликами, причем муж чаще всего оказывается одураченным. Обычно главным действующим лицом выступал какой-нибудь похотливый монах или аферист, который хитрыми уловками соблазнял замужнюю женщину. В качестве примера можно назвать анонимное произведение «Буаван из Провена» (Boivin de Provins), в котором мошенник обманом заставил содержательницу борделя предоставить ему бесплатно еду и сексуальные услуги одной из ее подчиненных. Среди признанных литературных шедевров Средневековья можно, безусловно, выделить «Декамерон» и «Кентерберийские рассказы». Оба произведения отображают мир, в котором жены изменяют мужьям с любвеобильными студентами и развратными священниками и в котором проститутки являются неотъемлемыми участниками повседневной жизни. Что самое интересное, настоящая средневековая жизнь была ничуть не лучше!

Тем не менее, именно благодаря Средневековью появилась новая концепция любви - куртуазная любовь. Двенадцатый век называют веком романтических отношений, поскольку именно в этот период в литературе и поэзии повсеместно воспевалась чистая любовь. Трубадуры и рыцари посвящали песни любимым женщинам и в любой момент были готовы доказать свою искренность. Считалось, что истинная любовь несовместима с чувственным наслаждением, поэтому влюбленные иногда даже укладывались вместе в постель обнаженными, чтобы, удержавшись от половой близости, доказать полноту своей любви. Излишне говорить, что куртуазная любовь не всегда оставалась такой романтической и возвышенной, как это воспевалось в стихах и прозе.

Если говорить о литературном жанре куртуазной любви, то женщины в ней разделялись не по принципу «девственница - шлюха», как в религиозных писаниях, а по принципу «доступная - недоступная». В лирической поэзии чаще всего встречалась именно неприветливая и черствая дама, которая не подпускала к себе кавалера, отвергала его подарки и относилась к нему с презрением. Если же женщина выражала ему свою симпатию и поощряла его действия, то она все равно не могла быть вместе с ним, поскольку зачастую состояла в браке. Но это отнюдь не мешало ей иметь отношения на стороне. Другими словами, в литературе куртуазная любовь часто поощряла супружескую измену, так как считалось, что «настоящей любви между мужем и женой быть не может». Возможно, именно поэтому появление подобного культа во французской литературе времен Элеоноры Аквитанской вызвало многочисленные сомнения и недовольства. В XIII веке известнейшим произведением куртуазной культуры стала поэма «Роман о Розе», написанная в 1230 году рыцарем Гильомом де Лоррисом.

Живопись

Идея о том, что женщина это путь к искушению и совершению греха, возникла из Книги Бытия, истории о падении Адама и Евы. Прародители всегда изображались обнаженными, но до грехопадения нагота считалась естественным состоянием, а после - постыдным. Именно оголенное тело Евы и стало воплощением греха. Самым откровенным изображением Адама и Евы можно считать миниатюру «Райский сад» известной иллюстрированной рукописи XV века «Великолепный Часослов герцога Беррийского». Авторы этого произведения братья Лимбурги великолепно справились с поставленной задачей: Ева - соблазнительная, белокурая женщина с упругой грудью и пышным задом, разве кто-нибудь сможет отказать такой даме?

Помимо Адама и Евы, частично или полностью обнаженными часто изображались святые мученицы, такие как Агата и Варвара. В позднем Средневековье они стали наглядным воплощением идеальных женщин, которые упоминались в романтической поэзии и любовных романах. Их наделяли длинными белокурыми волосами, белым цветом кожи, небольшим животиком и круглыми как яблоко грудями. У средневекового зрителя, да и у современного тоже, такие иллюстрации могли разбудить не только религиозное сознание, но и эротическое. Кто знает, может быть, подобное изображение великомучениц как сексуально-привлекательных женщин создавалось специально для духовного созерцания. Этот парадокс Маргарет Майлз (Margaret R. Miles), президент американской академии религии, назвала «религиозной порнографией», а Медлин Кавинесс (Madeline Caviness), исследователь европейского искусства Средних веков, - «садоэротическим». На многих иллюстрациях во время пыток великомученицы изображаются с обнаженной грудью, олицетворяющей материнство, женственность и сексуальное желание. Согласно «Золотой легенде», когда Агате огромными щипцами отсекают грудь за то, что она отвергла домогательства городского чиновника, она с облегчением произносит: «Теперь меня никто не возжелает».

Как уже было замечено, большинство сексуальных изображений можно найти именно в «божественных» местах: церквях, соборах, в религиозных манускриптах. Обнаженные пары (гетеро- и гомо-), пышногрудые сирены и русалки, мужчины, выставляющие на показ свое достоинство, нагие женщины, седлающие зверя, – все это и многое другое можно встретить на страницах церковных писаний, а точнее, на их полях. Кто знает, может быть, это пространство специально выделялось для таких вот «наглядных пояснений». В частности, исследователи искусства Средних веков Паула Герсон (Paula Gerson) и Майкл Камилль (Michael Camille) сделали подобное предположение относительно обнаженной пары, которая изображена на верхнем поле одной из богослужебной книг. Они считают, что иллюстрация пары, занимающейся сексом, наглядно демонстрирует запретные действия, о которых идет речь на этой странице манускрипта. Другой пример это изображение монстра, доставляющего оральные ласки молодому человеку, в книге «Часослов Иоанны Эвре». По мнению уже известной нам Медлин Кавинесс, достаточно откровенные иллюстрации на полях манускриптов служили своего рода учебником секса для молодых девушек. Более того, они должны были пробудить в них не только чувство подчинения фаллосу супруга, но и ответственность за продолжение рода.

Мода

Церковь пыталась ограничить и запретить все, что могло искушать разум и тело, в том числе, и одежду. Наглухо застегнутые воротнички, длинные рукава, пышные юбки - этим отличалась одежда времен Средневековья. Женщины были вынуждены скрывать свою красоту несколько сотен лет, не имея право полностью обнажаться даже под покровом ночи в спальне. Гораздо больше в этом плане повезло мужчинам.

В средневековых деревнях и городах у мужчин всегда были способы выразить свою мужественность и плодовитость. Если в селах таким показателем являлось количество его детей и женщин, то в городах – определенные предметы одежды. Так, например, длина обуви отражала степень мужественности: чем длиннее носок, тем плодовитее мужчина! Такая обувь называлась пулены и была очень популярна в средневековой Европе. Чтобы еще больше подчеркнуть сходство с фаллосом и придать пуленам «эрегированный» вид, мужчины набивали удлиненные острые носки шерстью, льном, мхом и конским волосом. При знакомстве молодые юноши размахивали перед девушками своими «концами», показывая тем самым нескромные намерения. Некоторые мужчины достигали этой же самой цели немного другим способом. Они, наоборот, оставляли удлиненные носки полыми и на их окончания подвешивали маленькие колокольчики. При ходьбе «концы» свободно болтались и во всеуслышание сообщали о приближении юноши, желающего найти партнершу для секса. Подобное выражение сексуальной заинтересованности можно было встретить и на многочисленных скучных банкетах, во время которых мужчина дотрагивался ногой до ноги симпатичной девушки, сидящей за столом напротив. Венецианский художник Витторе Карпаччо (Vittore Carpaccio) в своих произведениях изображал пулены с очень высокими завитками, специально для соблазнения женщин. Церковь такую обувь называла «когтем дьявола» и именно ее объявила причиной в возникновении чумы в 1347 году.

В городах многие мужчины также носили гульфики - часть панталон или брюк, пристегиваемая спереди к поясу для предохранения гениталий. Чтобы визуально увеличить свое достоинство и придать ему возбужденное состояние, молодые люди специально наполняли гульфики опилками. Согласно легенде, король Англии Эдуард III (1312-1377) приказал сделать у своих доспехов гульфик покрупнее, потому что удача в военных делах, как он полагал, в немалой степени зависела от мужественности человека. Другой король Англии Генрих VIII (1491-1547) не просто носил гульфики, а сделал их весьма яркой частью костюма - стёганые, с декоративными прорезями, украшенные драгоценными камнями. Таким вот образом он демонстрировал, что у него есть, чем похвалиться, и чем зачать наследника. По одной из версий, про него порой язвительно говорили, что сперва в комнате появляется гульфик, а потом уже сам король.

Как мы уже говорили, женщинам в плане одежды повезло меньше и наглядный тому пример – пояс верности. Несмотря на то, что первые дошедшие до нас пояса датируются лишь XVI веком, первые упоминания о них появляются именно в Средние века. Согласно легендам, рыцари уходили в Крестовый поход и надевали пояса верности своим женам и возлюбленным. Если средневековые женщины действительно носили их, то делали это весьма недолго. Дело в том, что в те времена железо обрабатывалось очень плохо, а длительное его трение о кожу могло вызвать заражение крови.

Отредактировано Рено (2012-11-20 17:38:52)


Вы здесь » Время королей » ➤ Оттиски истории » Секс в Средние века