Готье тем временем допил вино, со знанием дела соскоблил ножом плесень в кубок, плеснул немного воды так, что в чаше сформировался гнилостный хлебный мякиш.
- Ты бы стал есть это, а, хозяин? – поинтересовался у крестьянина, который ответил французскому рыцарю ненавидящим взглядом человека, приговоренного к смерти. Господам, бывает, приходят в голову жестокие забавы, а о крестоносцах и вовсе слух пошел страшнее, чем о диких зверях. Де Прэ, к счастью для южанина, не собирался настаивать, он уже сунул кубок под нос своим сотрапезникам.
- А вы? Амори, Арно, Ламбер… Хоть кто-то из вас?
- Может, вам поспать, мессир? - тихим шепотом вмешался сержант Тибо, не испытывающий не малейшего желания полакомиться плесенью. Видать, вино у этого еретика хмельное, сразу в голову бьет, минуя ноги. – Вы почти не едите, только пьете. Слыханное ли дело…
- Молчи, Тибо, ты ничего не смыслишь в чудесах и божьем промысле. Я обещал еще Гвидо перевязать. Вот на нем и проверим, чудесная у нас чаша, или твой господин просто пьян, как рутьер.
Выкатив хлебный мякиш в ладонь, он налил в кубок еще вина и отправился к оруженосцу.
- Угробит пацана, - пробормотал Тибо. – Но на все воля божья.
И побрел помогать своему рыцарю. Рыцарь со своей стороны был не так уж пьян, и довольно ловок. Сняв с мальчишки повязку, наскоро наложенную еще на берегу, он аккуратно промыл рану вином, затем достал иголку с ниткой, ровно, - как для мужчины, - сшил вместе рассеченные ударом меча края человеческой плоти, залепил шов хлебным мякишем и перевязал заново загодя приготовленным Ламбером чистым полотном.
- Что ж мы отцу-то его скажем, - тихо вздохнул Тибо. – Скажем, что рана была такая, что никто б не выжил…
- Завтра решим, что скажем. Хлеба, кстати, осталось еще немного. Точно не хочет никто?
* * *
Пять лет назад после падения Константинополя, когда Готье де Прэ был еще молод, - ему едва исполнилось девятнадцать, - искренне верил в рыцарские идеалы и огорчался от того, что крестовый поход мало походил на рассказы, что он слышал от отца, он вместе с другими молодыми рыцарями решил-таки двинуться в Святую Землю. Из этой затеи, разумеется, не вышло ничего путного, кроме того, что по дороге Готье ухитрился заполучить стрелу в плечо от какого-то ловкого турка. После того, как наконечник вытащили, рана воспалилась, и к тому моменту, когда рыцари добрались до первого дружественного им поселения в окрестностях цитадели тамплиеров Рош Гийом, де Прэ было уже так худо, что он почти не сомневался в том, что закончит свою жизнь в этой чужой ему южной земле.
«Иншалла, - сказал сельский лекарь, седой, как лунь старик с выцветшим от старости взглядом. – Все свершается по воле Аллаха».
Воля Аллаха молодого рыцаря не устраивала категорически, но жить ему хотелось, молитвы христианскому богу не помогали. А сил противиться эскулапу не было, даже не смотря на то, что старик смазал его рану… грязью, которую соскреб ножом с конской подпруги. После чего раненый мысленно простился с жизнью и впал в счастливое забытье. А на следующий день проснулся и почувствовал себя значительно лучше. Воспаление пошло на убыль, горячка прекратилась…
«Но как?» - потребовал объяснений крестоносец, для которого уверовать в волю Аллаха было неприемлемо, а в целебные свойства грязи – непривычно. То ли старый мусульманин уступил перед любознательной настойчивостью молодого человека, толи просто не верил в то, что тот проживет достаточно долго для того, чтобы как следует разболтать старинный медицинский секрет.
«Смотри, христианин. У вас был долгий поход, кожаная сбруя заплесневела от конского пота. Эта самая плесень тебя спасла», - пояснил он озадаченному французу. После этого де Прэ долго разглядывал седла и подпруги, а затем погрузился в задумчивость. Размышления его были о том, что если дикая яблоня, хоть и отличается от садовой, все же остается яблоней, то зеленовато-белесая плесень на подпруге вряд ли чем-то отличается от такого же цвета плесени например на старом куске хлеба. На самом деле можно было и ошибиться, но, следуя самым коротким логическим путем, Готье угадал. Тем самым заново «открыв» методу, описанную в египетских медицинских манускриптах, где рекомендовалось прикладывать к воспаленным ранам куски заплесневелого хлеба. Та же самая плесень восемьсот лет спустя станет поводом для переворота в медицине.
Со временем опробовав собственную гипотезу на самом доступном врачебному рвению Готье пациенте, то есть на себе самом, - благо рыцарь часто бывает хоть немного, но ранен, - де Прэ утвердился во мнении, что панацея старого лекаря действительно творит чудеса. Красивый кубок пришелся кстати, тем более, что крестьяне доверчивы, а его спутники нетрезвы. И главное, ничего не придется объяснять.
Отредактировано Готье де Прэ (2014-12-19 00:09:22)