Мировосприятие на Юге очень отличалось от бывшего в остальной Европе.
В Окситании сложилось изысканное общество с определенным набором ценностей. Они называются на диалекте «ок» pretz и paratge. Анонимный автор второй части «Песни о крестовом походе» неустанно повторяет, что pretz и paratge утрачены из за французского вторжения. О чем же идет речь? Слова эти почти непереводимы.
Pretz — буквально «цена», то, что придает цену не вещи, не предмету, а человеку. Это его оценка. То есть: человек одухотворен неким высоким идеалом, а внешне этот идеал воплощается в его поведении и манерах. Стоящий человек — это совершенный рыцарь. Как и на Севере, его отличают подвиги в защиту всех преследуемых и слабых. И если, к примеру, вы прочитаете южный роман «Джауфре», то увидите, что его дух не очень отличается от духа романов Кретьена де Труа . Артуровский цикл не менее был распространен на Юге, чем на Севере Франции. Между Джауфре и Персевалем, однако, есть одно важное различие: первый много изящнее. Это не грубый галл, постепенно поднимающийся до совершенного усвоения законов рыцарства, но рыцарь с первой минуты.Сей рыцарь столь же храбр, сколь и учтив (courtois), a в конечном счете если в человеке и ценилось что то больше храбрости, то это, несомненно, учтивость, или куртуазность.
"Paratge" иногда переводится как "равенство", но это даже в отдаленной степени не передает всего значения этого слова в средневековой Окситании. Начать с того, что, например, в отличие от "классических" рыцарских добродетелей, paratge считался присущим любому человеку, вне зависимости от его происхождения и сословной принадлежности.
Что это такое? Paratge - это настоящее мировоззрение, почти философия, столь же чуждая для современного мира, какой она была и для франков-крестоносцев. Это слово означало нечто большее, чем честь, куртуазность, благородство, рыцарственность или вежество - хотя общеевропейские понятия чести, рыцарственности, вежества, учтивости так или иначе, несомненно, связаны с этим концептом. Это слово также подразумевает идею равновесия, естественного порядка вещей, представления о том, что "правильно".