Средневековая дорожная карта, что вела паломников из Лондона в Иерусалим. Дуврский замок (вверху слева) и Кале (внизу справа) отмечают переправу через Ла-Манш
Отредактировано Жоффруа (2012-02-25 07:38:27)
Время королей |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Время королей » ➤ Оттиски истории » С миру по нитке - всякие интересные исторические мелочи
Средневековая дорожная карта, что вела паломников из Лондона в Иерусалим. Дуврский замок (вверху слева) и Кале (внизу справа) отмечают переправу через Ла-Манш
Отредактировано Жоффруа (2012-02-25 07:38:27)
Ткани нашего времени
В XIII веке ценился не столько определенный состав ткани, сколько качество её выделки, окрас и украшения (вышивкой, набивным рисунком и т.п.).
Знать носила:
* хорошее льняное полотно (имеется в виду тонкой выделки);
* хлопчатобумажные ткани, например, муслин (самый распространенный материал для головных уборов – чепцов, покрывал);
* шелк (восточный или итальянский; из многочисленных видов шелковых тканей чаще других упоминаются тафта, атлас, парча, бархат);
* камелот (смесовая ткань из шелка с тонкой шерстью);
* хорошо выкрашенное качественное шерстяное сукно. Спросом пользовались знаменитые шерстяные драпы из Брюгге. Красные и пунцовые сукна ( т.н. «экарлат»), везли из Фландрии и Бургундии, того же цвета, но дешевле были брюссельские сукна. Из Руана везли черные сукна из Дуэ - зеленые и т.д.;
* всегда в моде меха – не ошибетесь, если подобьете или оторочите что-нибудь «беличьими животиками» или куницей.
--------------------------
«…При вскрытии гробницы короля Италии Бернарда (797-818 гг) был обнаружен огромный, длиной в тридцать локтей, плащ из белого дамасского атласа с золотыми бордюрами, вышитый по уграм золотом и цветным шелком». (Л.М. Горбачева, Костюм средневекового Запада, М., 2000, стр. 47).
Есть упоминания о том, что при поздних Каролингах некоторые детали облачения для литургии (в особенности головные уборы) шились из малинового атласа.
Бархат известен в Европе с IX века. Начинает широко использоваться приблизительно с XIII века.
Парча. В одной из хроник времени Людовика Благочестивого (778-840 гг.) среди описания подарков, преподнесенных королю Датчан Гарольду и его жене, упоминается женская накидка из золотой парчи. Ранее она принадлежала императрице Юдифи, жене Людовика, и использовалась в качестве церемониальной мантии.
Немного о прекрасном. О цветах.
Флористика средневековья
Столетия, последовавшие за упадком и распадом Римской империи, были весьма неспокойным временем. Орды варваров сеяли страх и ужас, наполняя Европу нищими и грабителями - не до цветов было жителям средневековой Европы. Однако это не единственная причина отхода от флористических традиций и обычаев. Важнее была роль церкви, пытающейся освободиться от всяких воспоминаний о венках и гирляндах Античности. Цветы как дар Всевышнему напоминали о ритуалах жертвоприношений, поэтому считались недопустимыми и расценивались как «нечистые». Языческие традиции были еще живы, и церковь для укрепления своего авторитета запретила всякие знаки идолопоклонения. Христиане вынуждены были отказаться от цветов не только во время религиозных обрядов, но и в обыденной жизни. Запрет распространялся даже на срывание диких цветов. Людям внушалось осознание собственной виновности, если они бросали восторженный взгляд на цветы.
Однако в последующие времена сама церковь стала выступать ангелом-хранителем цветов. В средние века монастыри занимались искусством садоводства. Для обеспечения братии продуктами питания и врачевания монахи высаживали овощи, травы, а также цветы, разведение которых считалось приемлемым из-за их полезности: ноготки, мальва, нигелла и лилия.
Постепенно цветы стали считаться подарком Бога, поэтому радоваться их красоте больше не возбранялось, это уже не расценивалось как грех. Некоторые цветы вновь вернулись на алтарь теперь уже христианской.
церкви. Их использовали чисто в декоративных целях как алтарные украшения, но ни в коем случае не придавали им литургического значения. Это объяснялось тем, что, хотя на переднем плане стояло представление о них как о полезных растениях, которые лечат и питают, все же многие цветы с давних времен были связаны с колдовством и чародейством.
С течением времени цветы стали вновь приобретать символическое значение, но на этот раз уже с опорой на христианство. Наиболее распространенными цветами стали белая лилия - символ чистоты и непорочности, считавшаяся цветком девы Марии, и ирис - знак страдания и боли; красно-оранжевые лилии символизировали кровь Христа, аквилегия (водосбор) - святой дух. Букеты из этих цветов можно увидеть на картинах Симоне Мартини, Гуго ван дер Гуса. Женщины на сельских праздниках прикрепляли к корсажу небольшие букетики, главным образом из душистых трав - мяты, руты, укропа, лаванды, базилика, чабреца.
Цветочные украшения наконец-то вышли за пределы церковных стен благодаря крестовым походам. Когда встречали рыцарей, в их честь рассыпали лепестки цветов на улице, а дома украшали прелестными аранжировками из цветов: венки на столах, двери в красочных гирляндах. Платья придворных дам теперь были либо белые с золотыми цветами, либо фиолетовые с многочисленными маленькими серебряными.
С возвращением цветов на пьедестал славы и почета вернулся и культ розы. Она была «нагружена» символами, ее изображали стилизованно в камне, на стекле, круглые окна в виде роз украшали готические соборы. Важная роль розы в готике знаменует начало флористической реставрации, специфические обычаи и традиции которой будут существовать вплоть до Ренессанса. Одним из лучших примеров тому является мода на «цветочные шляпы». Соревноваться с ними по популярности могли только «рассыпанные цветы» и «цветочные ковры».
Мессиру админу известна моя нездоровая склонность изыскивать гербы всех, кого только можно... так что, надеюсь, он меня простит.
Гербы участников "Albigensian Crusade". И вообще сайтик про это дело.Герцог Бургундский, редиска, скопировал мой герб. Михалкова на него нет.
Гильом де Понтье
я свой герб так и не нашел, зато в сети встречаются мои портреты =)
Деньги. И снова, и опять...
Так, в паре слов и общих чертах.
Главной мерной единицей является марка серебра (или золота), приблизительно равная 8 тройским унциям (249 граммов). Это не монета, а слиток. Или просто серебро на вес.
Самой ходовой монетой является римский еще серебряный денарий, в исполнении французских монархов превратившийся в денье.
Стоимость и вес денье постоянно менялись. Известно бесчисленное множество его типов и разновидностей. Тем более, что монета чеканилась не только королями, но и многими феодалами, в том числе и в Каркассоне.
Самым известным и распространенным был парижский денье, чеканенный при Филиппе II Августе (1180 - 1223). На аверсе - FRA/NCO(rum rex) - т. е. король франков, на реверсе - крест. Из парижской марки серебра (244,75 г) 416,6-й пробы чеканили 200 монет весом 1,22 г (0,509 г серебра).
С ним соперничал турский денье. Из турской марки (233,6 г) чеканили 192 монеты весом 1,16 г (0,365 г серебра).
В Арагоне чеканили динеро, те же денье в том же практически весе, только картинки на монетах были свои.
В Лангедоке так же в ходу арабские деньги, в частности золотой уже динар. От имени правящей династии (арабское название Альморавидов - Эль Мурабитин) происходит арабское название альморавидского золотого динара маработино или альморабитино. Испанские монеты, аналогичные золотому динару, назывались мараведи.
Но золотом расплачивались реже. В особых так сказать случаях. Его было не очень много на территории Европы.
Если очень поискать, можно у кого-нибудь найти золотой безант, византийский золотой солид, распространившийся в странах Западной Европы благодаря крестовым походам.
Само понятие «солид» остается разновидностью денжно-счетной единицы (1/6 унции = 4,55 г золота), но монетой во Франции его не чеканят.
Вы здесь » Время королей » ➤ Оттиски истории » С миру по нитке - всякие интересные исторические мелочи