Вот, собственно то же самое по-русски:
Во времена Вильгельма Завоевателя население Ноттингема достигало примерно полутора тысяч человек. В 1067 г. Вильгельм выстроил деревянный замок в Ноттингеме, который в 12 в. был перестроен в камне. После норманнского завоевания город быстро начал расти; в промежутке между старым городом и замком вырос новый «район» - т.н. Французский город (большинство его обитателей были норманны). Старый город получил название Английского.
В 1155 г. король даровал Ноттингему хартию вольного города. Согласно этой хартии, Ноттингем имел право: взимать налоги с торговцев, приезжающих в город, брать пошлину с товаров, привозимых по реке Трент, допрашивать и наказывать воров, взятых в городе, проводить ярмарку по субботам. Также Ноттингем получил монополию на производство окрашенных тканей в пределах десяти миль.
Исторически, шериф Ноттингемский – это глава графства, а не города. Шериф как глава городской администрации появляется лишь в 15 в. До тех пор обязанности главы города исполняет сначала рив (букв. «королевский управляющий»), а затем бейлиф.
В Ноттингеме еженедельно проводилась ярмарка; была и ярмарка ежегодная, получившая название Гусиной. Основным продуктом мануфактурного производства и обработки в Ноттингеме была шерсть (ее пряли, ткали, изготавливали сукно), хотя, разумеется, здесь, как и во всяком средневековом городе, были кровельщики, горшечники, ювелиры, пивовары, пекари, плотники, кузнецы и сапожники…
В Ноттингеме существует церковная больница в честь св. Фомы, а также два приюта для прокаженных близ городских ворот, в честь св. Леонарда и Пресвятой Девы. Также есть и крупная еврейская диаспора.
Структура власти и административные должности Ноттингема в конце XII в:
• Городской шериф; осуществляет контроль и управление от лица короля. До 1155 г. назначался королем. С 1189 г. Ноттингем получает право самостоятельно избирать себе главу из числа местных дворян; их, по прецедентам, может быть и два – для французской части города и для английской (как вариант – шериф и его помощник). Главный сборщик налогов от лица короля и блюститель королевских прав и привилегий; также председательствует в суде графства, несет ответственность за городские тюрьмы и арестует должников и недоимщиков.
• Коронер; в его обязанности входит расследовать дела об убийстве, насилии, грабеже, смерти заключенных, а также об объявленных вне закона (аутло) и их пособниках.
• Архивариус; юрист, присутствующий в городском суде.
• Мировые судьи; от 4 до 6 человек, один из которых – шериф, другой – архивариус (остальные назначаются шерифом). Разбирают несложные гражданские и уголовные дела (разряда повседневных ситуаций).
В числе иных административных лиц были:
- казначей, собиравший деньги с гильдий на различные общественные дела и мероприятия;
- «мостовые», которые собирали деньги на ремонт и поддержание в должном виде Гетбетского моста через реку Трент;
- городские клерки (чиновники, секретари);
- городские старшины, которые, в том числе, доставляли судебные повестки и следили за тем, чтобы вызванный явился в суд.
Мировые судьи могли ходить по городу, выискивая правонарушения. Помощь им оказывали специальные «судейские» стражники, которые представляли собой не столько реальную военную силу, сколько «народную милицию» - они патрулировали город и докладывали судьям об инцидентах. К концу 14 в. таких судейских стражников было около тридцати – они избирались из числа городских жителей и обходили улицы вблизи мест своего жительства (как правило, большинство горожан на протяжении жизни хотя бы раз побывали в числе стражников). Мировые судьи разбирали следующие правонарушения:
- выбрасывание мусора и нечистот на улицу, общественную дорогу или в канаву;
- застройка или преграждение улицы или общественной дороги;
- кража камней из городской стены;
- заграждение или засорение сточной трубы;
- продажа испорченного мяса, некачественного хлеба и эля (в нарушение соответствующей ассизы), некачественных свечей с короткими фитильками или скверно выделанной кожи;
- нелегальное возведение построек на общественной земле;
- незаконный подъем цен; оптовая закупка товаров с целью не допустить их на рынок и тем самым взвинтить цены, создав искусственный дефицит (судя по количеству прецедентов, это была очень распространенная практика);
- сплетни (мужские и женские);
- должники и неплательщики, особенно в среде торговцев;
- нарушение границ владения;
- мошенничество, несоблюдение должной меры и качества (особенно в том, что касалось шерсти и солода);
- несоблюдение договоров и обязательств;
- нарушение общественного спокойствия, скандалы, драки (с пролитием крови или без). Участников подобных прецедентов обычно арестовывала стража (общегородская или судейская – не суть важно).
Также в обязанности мировых судей входили:
- опись имущества преступников, которое должно быть конфисковано; проведение конфискаций;
- нахождение и задержание преступников, объявленных в розыск, вне зависимости от того, совершено ли преступление в Ноттингеме или за его пределами. В первую очередь это касается аутло.
Городские стражники также могли арестовывать и заключать под стражу воров, пойманных с поличным.
На выездных (квартальных) сессиях шерифского суда обычно происходило расследование крупных уголовных дел (браконьерства, грабежа, убийств). Так, однажды судьям было вменено в обязанность арестовать и допросить человека, подозреваемого в убийстве. Заодно они арестовали тех, кто пытался освободить преступника, когда его вели в замковую тюрьму, и того, кто тайком вошел в замок и обрил арестованного, чтобы тот, в случае удачного побега, мог искать убежища в Лентонском аббатстве, пробравшись туда под видом монаха.
Также в Ноттингеме функционировали и более мелкие суды, собираемые от случая к случаю. Например, существовал суд, в обязанности которого входило разбирать все правонарушения, случавшиеся на рынках и ярмарках.
В 12-13 вв. в Ноттингеме существует только замковая тюрьма (городская появится лишь в 1330 г.), при которой есть тюремная стража.
В городской совет входят шериф и двенадцать наиболее уважаемых горожан. Городской совет – очень влиятельная закрытая корпорация, которая занимается всеми вопросами управления, суда и торговли. Совет дарует права гражданства, выдает торговые лицензии, надзирает за торговлей и организацией ярмарок, контролирует работу низших административных лиц, следит за уплатой горожанами регулярных налогов и единовременных таллажей.
ГОРОД И ОКРЕСТНОСТИ
Ноттингем и его окрестности существовали с древних времен. Англосаксы и датчане выстроили здесь город задолго до норманнского завоевания. На холме Святой Марии, который представлял собой удобную оборонительную позицию, стояла старейшая – английская – часть города. Она включала приходскую церковь св. Марии и рынок. Проведенная Вильгельмом Завоевателем перепись зафиксировала наличие 297 строений и население численностью в 192 человека, в том числе 173 полноправных горожанина и 19 арендаторов-крепостных.
Норманны поселились к западу от Старого города. Там появились два новых церковных прихода – св. Николая и св. Петра – которые обеспечивали религиозные нужды растущего поселения. Французская часть города стимулировала и развитие торговли. Обширное пустое пространство между двумя частями города превратилось в рыночную площадь.
Обе части города окружал ров, в некоторых местах пересеченный мостами (один из них носил название Церковного).
В городе существовали многочисленные сады и огороды, где выращивали овощи, травы и фруктовые деревья; имелся даже свой виноградник. Ноттингем был настоящим «городом садов».
Как и всякий средневековый город, Ноттингем нуждался в источнике воды. Воду, скорее всего, брали из реки Линн, на южной стороне города, но в связи с развитием кожевенного ремесла река со временем оказалась сильно загрязнена, что представляло серьезную угрозу для здоровья горожан.
Большинство современных городских улиц существовали и в Средние века. Многие назывались «гейт» - это датское слово, обозначающее «улицу», знаменует их до-норманнское возникновение (например, Фишерс-Гейт, Флетчерс-Гейт – Ворота Рыбников, Ворота Стрельников). Были среди них мощеные и немощеные, что также отразилось в названиях – Большая мостовая, Малая мостовая, Средняя мостовая.
Большинство зданий были деревянными, построек из камня было мало. Состоятельные люди обычно возводили внушительные двухэтажные дома с просторными залами, многочисленными комнатами, погребами, часовней и дворовыми пристройками (конюшнями, амбарами, житницами).
За городскими стенами находились т.н. «открытые», т.е. общественные поля. Люди могли арендовать там участки и выращивать зерно. К югу от города находились луга, где пасся скот. Также поблизости от городских стен, особенно к северу, начиналась лесная чаща, являвшаяся частью «королевского леса».
Ноттингемский замок был построен норманнами, когда они возвели свое поселение к западу от уже существующего Старого города. Песчаниковый утес, на котором стоит замок, - это удобная оборонительная позиция, которая вдобавок господствует над обеими частями города. В начале 12 в. деревянная постройка сменилась каменной, и замок приобрел серьезное военное значение. Впрочем, он оказывал сравнительно малое воздействие на повседневную жизнь горожан. Был и прецедент, когда среди солдат замкового гарнизона нашли себе укрытие несколько преступников, сбежавших от наказания за совершенные в городе проступки. Но, так или иначе, число постоянных обитателей замка было невелико, и вплоть до Ноттингемского восстания (1194 г.) в нем не проживал постоянно никакой лорд. После восстания замок был отведен для жительства шерифу.
Французская часть города изначально была создана как отдельное поселение, центром которого стали великолепный новый замок и новая рыночная площадь сразу за его стенами. Но постепенно две части Ноттингема объединились и превратились в единое целое, с общей рыночной площадью в качестве связующего звена, в то время как замок продолжал, по большей части, существовать отдельно и независимо. Нечто вроде красивой декорации, не включенной непосредственно в развитие города.
Шервудский лес тянулся от Ноттингема на юг, до Мэнсфилда. Все инциденты, связанные с лесом, разрешались на выездных сессиях суда, и королевские лесные законы были весьма суровы, особенно в отношении охоты. В этих местах находились два крупных королевских охотничьих угодья – Клипстон и Бествуд. Всякому браконьеру, пойманному в Шервудском лесу, грозило суровое наказание. Впрочем, иногда король выдает разрешения на вырубку леса отдельным представителям администрации и аббатствам (так, однажды Раффордскому аббатству позволили вырубить для собственных нужд сорок акров леса).
ЦЕРКВИ
Церкви были центром религиозной жизни, и при них же помещались городские религиозные братства и гильдии. Церковь св. Девы Марии – самая большая в Ноттингеме, а также самая старая. Она была построена в саксонские времена, в пределах Старого города, и заметно возвышалась над ним. Богатые горожане и торговцы регулярно делали щедрые пожертвования на украшение этой церкви. Она, единственная из трех городских церквей, владела землями.
Церковь св. Петра построили после норманнского завоевания, в новой части города. По сравнению с церковью св. Марии, эта церковь была относительно бедна и, скорее, напоминала деревенскую, чем городскую. Церковь св. Николая, также выстроенная во французской части города, была беднейшей из трех и существовала, преимущественно, на десятину и доброхотные пожертвования.
В двух милях от Ноттингема находилось Лентонское аббатство (бенедиктинский монастырь), основанное в 1103-14 г., весьма влиятельное и богатое. В 1109 г. Лентонское аббатство получило право назначать священников для всех трех ноттингемских церквей и получало с них крупный доход, как и с городских часовен и странноприимных домов. Также монастырь имел право проводить ежегодную ярмарку в ноябре, получать десятую часть королевской дичи, добытой в Ноттингемшире и Дербишире (включая оленей, зайцев, кабанов и кроликов), а также ломать в лесном карьере камень для починки построек.
ГОРОДСКИЕ ГИЛЬДИИ (подробнее про гильдии см. в специальном посте ниже)
Большинство жителей Ноттингема принадлежали к какой-либо гильдии. Это были не только коммерческие, но и общественные организации (а зачастую еще и источник информации и новейших сплетен). Торговые гильдии, наиболее влиятельные, нередко бывали основаны самим королем – так, первая торговая гильдия Ноттингема возникла благодаря указу принца Джона в 1189 г. Большинство ее членов были влиятельные богатые горожане, в чьи обязанности входило контролировать городскую коммерцию и индустрию.
Неизвестно, сколько ремесленных гильдий было в Ноттингеме, но, судя по названиям улиц, в этом городе существовало множество ремесел и занятий. Ремесленная гильдия контролировала процесс производства и качество произведенных товаров, а также цену, по которой они продавались.
Религиозные гильдии.
Большинство гильдий имело своего святого покровителя и выполняло важную религиозную функцию – но очевиднее всего это было в специальных религиозных гильдиях, или братствах. Каждая такая гильдия также была посвящена отдельному святому и "прикреплялась" к определенному приходу. Она материально поддерживала своих членов, особенно больных и бедных, а также оказывала помощь заключенным и паломникам. Также подобное братство нередко организовывало при церкви школу, а гильдейный священник ежедневно служил мессу во благо живых и мертвых. Общее собрание гильдии обычно проходило в день празднования святого покровителя, от приходской церкви двигалась процессия, зачастую с торжественным выносом реликвий. Зачастую процессия сопровождалась костюмированным шествием или инсценировками, для которых члены гильдии наряжались святыми, ангелами, бесами и библейскими персонажами. Членами таких братств могли быть как мужчины, так и женщины.
Самое раннее из известных ноттингемских религиозных братств – это Гильдия св. Марии в одноименной церкви (она насчитывала более 200 членов, в том числе немало женщин). Впоследствии возникло братство Святой Троицы, которое содержало двух капелланов, ежедневно служивших мессу и раздававших пособия бедным членам гильдии.
При церкви св. Петра существовали братства св. Георгия и св. Марии.
РЫНКИ
В Старом городе изначально имелся собственный рынок, куда сходились все городские торговцы со своими товарами – мясники, кузнецы, ткани и ремесленники. С появлением Нового города, организованного вокруг замка, в промежутке между двумя частями Ноттингема появилась новая рыночная площадь. Это обширное пространство стало основным центром городской коммерции – именно здесь проходила большая субботняя ярмарка.
Хотя, возможно, эта ярмарка проводилась с древних времен, король Генрих П в своей хартии 1155 г. официально даровал ее горожанам. На эту ярмарку сходились за много миль, и по субботам весь город кипел энергией.
Также хартия 1155 г. позволяла городу иметь специальный «торговый» суд. Любой, кого ловили за кражей на рынке или во время проведения ярмарки, подвергался допросу и должному наказанию.
На рыночной площади были возведены многочисленные склады, а ее части носили красноречивые названия – Хен-Кросс, Баттер-Кросс, Молт-Кросс (Куриный перекресток, Масляный перекресток, Солодовый перекресток, где продавались соответствующие товары). Также непременным украшением торговой площади стали колодки и позорный столб.
Помимо еженедельной, проводилось и несколько крупных ярмарок.
Главная ноттингемская ярмарка, получившая название Гусиной, начиналась в день св. апостола Матвея (21 сентября) и продолжалась неделю.
Лентонская ярмарка устраивалась одноименным аббатством и также продолжалась неделю, начиная с 11 ноября. Аббатство получило право проводить ярмарку в 1164 г. – она стала символом влиятельности монастыря. Иногда между горожанами и монахами из Лентона происходили конфликты по поводу сроков и порядка проведения ярмарки, и наконец было решено, что, в течение восьми дней монастырской ярмарки, в городе не будут работать рынки, а аббатство, в свою очередь, будет выплачивать 20 шиллингов в год в городскую казну и предоставлять торговые льготы и привилегии горожанам, желающим продавать на монастырской ярмарке свои товары.
Ярмарки были средоточием не только коммерции, но также и развлечений. На них сходились бродячие музыканты, жонглеры, акробаты, танцоры, которые были частью многочисленных городских увеселений. В числе ярмарочных мероприятий были и ежегодные гильдейные процессии и празднования – например, благотворительный завтрак, который устраивала Гильдия святого Георгия.
«Джон Эйвер, из Ноттингема, собственной персоной, жалуется на Реджинальда Шоу, из Иствуда, и требует вернуть долг в 13 шиллингов 4 пенса. Он говорит, что помянутый Реджинальд, в субботу после дня св. Михаила, здесь, в Ноттингеме, купил различные специи, воск и мыло, а именно: полфунта перца за 14 пенсов, гвоздики и муската на 12 пенсов, полфунта тмина на 2 пенса, еще полфунта перса за 14 пенсов, унцию шафрана за 12 пенсов, четверть фунта имбиря за 14 пенсов, еще гвоздики и муската на 12 пенсов, еще угля на 6 пенсов и красного дерева на 1 пенс, и еще пол-унции шафрана на 6 пенсов, и 2 фунта воску за 12 пенсов, и фунт мыла за 4 пенса, и еще полфунта воску за 4 пенса, и соленой рыбы на 20 пенсов. Все это было куплено у названного Джона на помянутые 13 шиллингов 4 пенса, с условием уплатить деньги помянутому Джону на следующее Рождество; но хотя Реджинальду о том неоднократно напоминали, денег он так и не заплатил, но делать сие отказывался и отказывается до сих пор. Он говорит, что с ним поступили несправедливо и нанесли ему ущерб на сумму 10 шиллингов, и с таковой жалобой Реджинальд явился в суд. Он утверждает, что ничего истцу не должен, как выше заявлено, и что он готов сие подтвердить под присягой перед судом, и помянутый Джон заявляет то же самое».
Ноттингем был крупным торговым и ремесленным центром. Многие занятия получили свое отражение в названиях улиц, где жили ремесленники и мастеровые. На Флетчерс-Гейт обитали мастера-стрельники; на Баркер-Гейт – скорняки, на Листер-Гейт – красильщики, на Уиллер-Гейт – колесники, на Пилчер-Гейт – меховщики, на Фишерс-Гейт – рыбники, на Брайдлсмит, Гейтсмит и Смит-Роу – кузнецы, слесари и т.д.
Прядение шерсти и изготовление сукна были основными городскими индустриями. Прядильщики шерсти объединились в огромную гильдию ранее 1155 г. Пряжу и ткань местного производства продавали, в том числе, и итальянским купцам. Из необработанной шерсти делали сукно, смешивая ее с землей (для придачи необходимой плотности), после чего ткань растягивали для просушки и ножницами обстригали торчащие волокна.
Еще одна важная городская индустрия – окраска ткани. Специальные краски обычно доставляли в город торговцы пряностями, в том числе колчедан (из него делали красную краску для кожи), орсель (краску, дававшую фиолетовый или лиловый оттенок), синюю вайду, марену (для придачи ярко-красного цвета), ярь-медянку (зеленый оттенок), сандаловое дерево (красный цвет) и шафран.
В Ноттингеме было и много кожевников, которые жили преимущественно на Брод-Марш и Нэрроу-Марш – вблизи реки, откуда скорняки брали воду для вымачивания кожи.
Также город славился камнерезами, изготавливавшими в первую очередь предметы культа – статуи, колонны, барельефы для церквей и монастырей.
Жили в городе и фермеры (поскольку вокруг Ноттингема простирались обширные общественные земли).