Двумя основными типами гильдий были ремесленные и торговые – и существовали они не во всех городах. Вообще, в английских городах на этот период система гильдий была куда менее развитой и устоявшейся, нежели, например, в итальянских.

Торговая гильдия представляет собой группу коммерсантов, которые объединились с целью регулирования городской торговли. Один из основных мотивов для организации подобной гильдии – это стремление контролировать поток ввозимых и вывозимых товаров. По мере того как города приобретают новые свободы (а некоторые даже становятся самоуправляемыми), кое-где торговые гильдии даже начинают диктовать свои условия муниципальным властям – от успешной торговли зависит благосостояние города.
Торговые гильдии и городские власти строго регулируют конкуренцию и распределение сырья, наблюдают за проведением местных ярмарок и устанавливают пошлины для приезжих торговцев (хотя эта возможность зачастую ограничивается королевскими хартиями, которые даруют разъезжим купцам право торговать беспошлинно по всему королевству). Нарушение правил карается штрафами, и гильдия имеет право судить нарушителей своим, «внутренним», судом.
Торговые гильдии состояли из купцов, которые осуществляли перевозку товаров и оптовую торговлю. Самые крупные и влиятельные торговые гильдии участвовали в международной коммерции и внешней политике, а иногда даже основывали «колонии» за границей. Во многих случаях, члены торговых гильдий входили в структуру городского управления – или даже полностью представляли ее.
Торговые гильдии отвечали за заключение контрактов – как между членами гильдий, так и со сторонними. В гильдиях существовала система взаимной ответственности. Если торговец из некоего города не выполнял своих обязательств по договору или не платил долгов, за него отвечали все члены гильдии, к которой он принадлежал. Если дело происходило в иностранном порту, их товары могли быть конфискованы и проданы, чтобы покрыть невыплаченный долг. Разумеется, вернувшись домой, купцы вполне могли выместить досаду на виновном.
Торговые гильдии также защищали своих членов от самоуправства властей, нередко склонных грабить чужих купцов, напрямую или посредством непомерно высоких пошлин. Чтобы предотвратить грабеж, гильдии, в свою очередь, угрожали подвергнуть бойкоту те места, где случались подобные прецеденты. Поскольку торговые бойкоты ставили город, зачастую целиком зависящий от коммерции и пошлин, под угрозу обнищания, городские власти/местный сеньор нередко вынуждены были отказаться от идеи очередной незаконной экспроприации.
Торговые гильдии обычно бывали богаче и влиятельнее, чем ремесленные. Члены торговых гильдий занимали привилегированные места во время религиозных и светских церемоний.

Членам ремесленных гильдий обычно принадлежали маленькие лавочки или семейные мастерские (на открытие того и другого надлежало приобрести разрешение). Существовали гильдии поставщиков, куда относились, например, пекари, пивовары, мясники; гильдии изготовителей (ткачи, оружейники, кузнецы); гильдии, предоставлявшие различные услуги (возчики, гробовщики, переписчики).
Гильдии регулировали рынок труда, цены и неизменно блюли собственные интересы. Торговые и ремесленные гильдии в равной мере были озабочены тем, чтобы стабилизировать заработок своих членов.
Гильдии исполняли как светские, так и религиозные функции. В числе светских функций, помимо уже перечисленных, могли быть кредит и ссуды членам гильдии, помощь в суде и т.д. Основной религиозной функцией, самоочевидно, было спасение души и возможность избегнуть Чистилища; поэтому члены гильдий зачастую входили в различные приходские организации и братства, заботой которых было, например, заботиться о сиротах, собирать пожертвования для проведения месс и раздавать милостыню. Гильдии и сами по себе представляли множество средств для тех, кто желал спасти свою душу, - они организовали и финансировали многочисленные религиозные мероприятия. Члены гильдии исправно посещали церковь по воскресеньям и в праздничные дни, присутствовали на торжественных церемониях – например, в день своего святого покровителя – сопровождавшихся молитвами, шествиями, мессами, пирами, пением псалмов, разыгрыванием пьес и раздачей милостыни бедным. Некоторые гильдии содержали за свой счет капеллана – или, в случае необходимости, оплачивали труд приглашенного священника. Такие священники - "штатные" или нанятые - регулярно проводили службы – например, вечерню и воскресную мессу, а также неустанно молились за души живых и усопших членов гильдии.
Кодекс «правильного поведения» также напрямую был связан с религиозным воспитанием. Все, что нужно знать порядочному ремесленнику, содержалось в христианском катехизисе. Соблюдай субботу и святые праздники. Будь честен, не обманывай ближнего. Будь целомудрен, не прелюбодействуй. Будь верен своей семье. Подчиняйся властям и будь смиренен. Не кради, не завидуй, не играй в азартные игры, будь трудолюбив и посещай церковь. Членам гильдий воспрещалось играть в азартные игры, лгать, красть, чрезмерно пить. Они должны были по мере сил бороться с чревоугодием, похотью, алчностью, физическими влечениями. «Правильная» жизнь была важна и потому, что все члены гильдии были связаны друг с другом: за противозаконный или бесчестный проступок одного нередко приходилось расплачиваться всем.

В отличие от более поздних времен, в XII-XIII вв. в торговую – т.е. более престижную – гильдию могли входить и крупные ремесленники, представители наиболее важных профессий. Сами по себе ремесленные гильдии не играли заметной роли в политической жизни – но в их функции входил контроль над качеством продукции, взаимопомощь и защита общих интересов, контроль над уровнем заработной платы и количеством рабочих часов (запрет на работу по воскресеньям или после вечернего сигнала к тушению огней, и т.д.).
По мере возможности, все рабочие места в городе отдаются членам гильдий. Еще одна важная черта – помощь собратьям по гильдии, которые заболели или разорились (не по своей вине); для такой цели в более организованных гильдиях существует специальный фонд, в менее организованных – «складчина».

Структура гильдии в чем-то повторяет структуру городского управления – ее возглавляют выборные, наиболее уважаемые, лица; организация гильдии быстро становится иерархической, а городские советы выпускают ордонансы касательно усиленного контроля над качеством продукции и «нелегального» труда. Гильдия имеет право собирать свой суд для улаживания конфликтов между членами гильдии – а также между гильдией и покупателем. В начале XIII в. такие суды еще находились под контролем городских властей, так что недовольный имел право апеллировать к вышестоящим.
Для достижения общей цели необходима система и иерархия. Если допустить слабину – пострадают все. Гильдии, желающие понизить стоимость наемного труда, должны были добиться того, что все их члены сбавили оплату рабочим. Гильдии, которые хотели добиться авторитета, должны были достичь того, чтобы все их члены стали профессионалами высокого класса.
Члены гильдии собирались как минимум раз в год (как правило, чаще), чтобы выбрать старших, отчитаться в расходах, принять новых членов, обсудить тактику на год и разобрать ошибки. Среди подобных выборных должностей был казначей гильдии; человек, созывающий членов гильдии на очередное общее мероприятие; человек, ведущий записи; и даже специальные лица, надзирающие за благочестием. Также существовали те, кто контролировал производство и торговлю, чтобы товары имели соответствующий уровень качества (что особенно важно в свете недавнего введения Ассизы мер и весов, предписывающей соблюдение «королевских» стандартов); иногда подобные «служащие» даже имели право обыскать дом и мастерскую ремесленника, если его подозревали в нарушении правил. Тот, кто вел себя недолжным образом, подвергался наказанию. За первый проступок наказывали не слишком серьезно – обычно выносили провинившемуся публичное порицание на очередном собрании гильдии и заставляли заплатить небольшой штраф; за повторный проступок виновный платился серьезнее. Самым тяжелым наказанием было исключение из гильдии. Никакого более строгого наказания гильдия наложить не могла, поскольку закон защищал личность и имущество от конфискации и причинения физического вреда. Впрочем, за несоблюдение мер и весов наказание, как правило, следовало не только от гильдейного суда, но и «сверху» - от шерифа или городской администрации (поскольку подобное нарушение ассизы есть покушение на королевскую собственность, фактически – воровство). Такой проступок, как правило, влек за собой как минимум крупный штраф и позорное наказание – например, пребывание в колодках на торговой площади.
Поскольку гильдия была сугубо добровольной организацией, виновный в нарушении «внутренних» правил мог, не дожидаясь исключения, по собственному желанию выйти из гильдии, а исключенный – перебраться на другое место или, по возможности, вступить в другую гильдию (максимум, чем можно было на него воздействовать, так это удержать некоторую денежную сумму за «членство»). Если член гильдии вел себя недостойным образом – не посещал церковь, пьянствовал и т.д. – гильдия порой в наказание переставала молиться за его душу, надеясь тем самым продлить срок его пребывания в Чистилище.
Сходным образом, система обычно «наваливалась» сообща и на тех, кто не был членом гильдии, – например, по общему сговору искусственно понижала цены, чтобы разорить пришлого конкурента.

Отношения между гильдиями и правительством не всегда были ровными. Большинство гильдий требовали признания в качество самоуправляемых организаций, юридических привилегий и т.д. Нередко гильдии приобретали подобные права и привилегии у местных властей. Так, гильдия, желающая обзавестись собственностью, должна была заплатить городской власти за письменное позволение.

В крупных гильдиях существовала иерархия. Полноправными членами гильдии считались мастера – они владели собственными мастерскими, лавками, а иногда даже торговыми судами. Мастера держали подмастерьев, которым платили за работу; подмастерья, в свою очередь, надеялись однажды сделаться мастерами – нередко они откладывали деньги в надежде открыть свою мастерскую (за это нужно было заплатить), или, если повезет, получить ее в наследство либо посредством удачной женитьбы.
Ремесленник-мастер имеет право набирать учеников (apprentice), в среднем на срок 5-9 лет (иногда больше, иногда меньше), в зависимости от трудности ремесла и времени, которое нужно на то, чтобы в совершенстве им овладеть. Обычный возраст начала ученичества – 10-12 лет. Их жизнь регламентирована довольно строгими правилами – поскольку мастеру в обязанность вменяется следить за поведением, нравственностью и благочестием своих подопечных (и поэтому он может, например, запретить своим ученикам выходить из дому иначе как по делу или в церковь).
Мастера, как правило, достигали высшей квалификации в своей сфере, и они передавали секреты мастерства ученикам и подмастерьям. Ремесленникам принадлежали мастерские, обычно располагавшиеся на нижнем этаже жилого дома; нередко часть помещения сдавалась внаем, также под мастерскую. Обычно мастера брали одного-двух учеников, которым обязались предоставить кров, стол и одежду. В большинстве случаев, родители платили мастерам за обучение детей. У учеников были определенные обязательства: они торжественно клялись быть послушными и прилежными, не работать на другого мастера и не открывать посторонним секретов мастерства. Они работали от рассвета до заката и жили с минимальными удобствами, зачастую на чердаке хозяйского дома; они питались за одним столом с семьей мастера и нередко, помимо рабочих, исполняли и домашние обязанности. Жалованья ученики не получают, зато шанс получить колотушек, попав под горячую руку, вполне наличествует – есть и беглые, и жалобы в суд по поводу жестокого обращения. Мастер мог наказывать ученика, даже бить его, но не имел права жестоко с ним обращаться. Разумеется, бывали случаи, когда наставник забивал подростка до смерти или серьезно калечил его, но чаще между мастером и учеником царили почти семейные отношения.
Хорошие мастера делились не только секретами ремесла, но также обучали подростков профессиональной этике. Ученичество рассматривалось как подготовка к взрослой жизни, и необходимо было научить юношу правильному поведению. Ученик проводил в этом статусе много лет; мастер разъяснял ему суть дела, наблюдал за тем, как он выполняет задание, а после окончания срока обучения обязан был найти ему работу.
В некоторых случаях, подростки могли проходить обучение у собственных отцов, но это, скорее, были исключения. Вдовы зачастую также продолжали работать в той же сфере, где был занят покойный супруг, особенно если тот был пивоваром, прядильщиком, ткачом, красильщиком и т.д. Впрочем, есть даже свидетельства существования и женщин-мясников и женщин-гончаров.

Отбыв срок ученичества, молодой человек становится подмастерьем – достаточно опытным в ремесле для того, чтобы получать плату. Само английское слово 'journeyman' (подмастерье) происходит от французского journee, что означает «день»; в этом названии отражено право подмастерьев получать плату за дневной труд. Обычно они работали в хозяйской мастерской, но могли жить и отдельно, и иметь свои семьи. Подмастерье не имел права самостоятельно нанимать рабочих и принимать учеников. В отличие от ученика, почти неразрывно связанного с мастером на определенный срок (несколько лет), подмастерье располагал большей свободой. Впрочем, подмастерья нередко упоминаются в завещаниях ремесленников – а иногда даже, в целях преемственности ремесла, старший подмастерье женится на хозяйской дочке, и мастерская переходит в его руки.
Итак, пробыв в учениках определенный срок, юноша получает звание подмастерья. Он может путешествовать с верительными письмами от своего мастера, в которых подтверждалось его право обучаться у других. В отличие от ученика, которого снабжал инструментами и материалами мастер, подмастерье должен был сам обзавестись тем и другим. Члены гильдии оценивали степень его профессионализма, когда подмастерье представлял на их суд собственное изделие. Иногда (особенно если речь шла о предмете роскоши) на его выполнение уходил весьма долгий срок, поскольку для работы «по личной надобности» отводились лишь воскресенья – и выполнялась она за собственный счет.
Не все подмастерья становились мастерами. Либо у них заканчивались деньги, либо не удавалось завершить «экзаменационное» изделие, либо их не принимали в гильдию. Последнее нередко случалось в бедных городах: члены гильдии сознательно ограничивали число профессиональных ремесленников в городе, чтобы избежать лишней конкуренции.
Возведение подмастерья в ранг мастера – событие торжественное, оно происходит в присутствии глав гильдии, зачастую даже в здании городской ратуши (или городского суда).

Женщины не считаются членами гильдии – вдова может продолжать занятие свое покойного супруга и перебиваться дальше как умеет, но это отнюдь не даст ей равноправия в гильдии. Впрочем, ее не оставят без вспоможения, какое положено вдовам мастеров (что, впрочем, не мешает взять с нее штраф, например, за несоблюдение «санитарных норм», - такой же, какой взяли бы с мужчины-ремесленника). В отсутствие наследника лучшее, что может сделать вдова ремесленника, - это выйти замуж вторично и, таким образом, вновь вернуться под эгиду гильдии.
Некоторые ремесла предполагали и вполне допускали прием девочек в качестве учениц (например, портняжное, сукновальное, красильное ремесло), хотя, разумеется, места в гильдейной иерархии девушка также не получала. Разумеется, основным достоинством девушки считалась не степень овладения мастерством, а, так сказать, ее пригодность в качестве жены ремесленника, но при этом нередко женщины обладали вполне достаточным уровнем мастерства, чтобы сравниться со своим супругом. В идеале, уважающая себя жена ремесленника должна не хуже мужа знать все секреты мастерства, чтобы, в случае чего, заменить его – на рабочем месте или в управлении мастерской.
Существуют также и ремесла, не объединенные в гильдии, но, тем не менее, предполагающие набор учеников. Например, искусство повитухи :).
Гильдии (да и в принципе большинство ремесел и профессий) имеют своих небесных покровителей.

Существовали предеценты, когда бедные семьи буквально продавали детей в ученики или работники ремесленникам и хозяевам мастерских. Такие "купленные" ученики не считались сервами, но их положение немногим отличалось от положения крепостного - они могли покинуть хозяина лишь по истечении определенного количества лет (или после того как с лихвой окупали сумму, которая была за них заплачена). Поскольку "покупали" маленьких работников зачастую для использования на опасных работах (например, в качестве трубочистов), они могли просто не дожить до срока своего освобождения...

Заметим, что в Ноттингеме и Ноттингемшире основным продуктом ремесленного производства и обработки была шерсть (ее пряли, красили, изготавливали из нее изделия и ткани, в т.ч. войлок). Также город славился гончарами и ювелирами – и, разумеется, в нем, как и в любом средневековом городе, обитало множество прочих ремесленников (пивоваров, пекарей, плотников, башмачников, кузнецов, седельщиков, стрельников и т.д.). В честь последних получили название одни из городских ворот – Флетчергейт, Стрельниковы ворота.

Святые – покровители профессий
Лекари; вообще ходящие за больными - Апостол Фаддей
Виноделы – св. Викентий Сарагосский, св. Лаврентий Римский
Гончары - Апостол Петр, св. Иуста (Иустина), св. Радегунда
Домашняя прислуга – св. Марфа
Земледельцы – св. Бенедикт Нурсийский
Кладбищенские сторожа – св. Иосиф Аримафейский
Кожевенники - Апостол Иаков Старший
Конюхи – св. Анна, мать Богородицы
Кормилицы – св. Конкордия
Косари – св. Гервасий Миланский
Крестьяне – св. Ботульф Айкенхольский (Ботольф), св. Георгий,
Кузнецы - Апостол Петр, св. Бригитта Ирландская, св. Эгидий
Лесники, лесничие – св. Иоанн Гвальбертус
Лучники - св. Георгий, св. Губерт Льежский, Кристина-мученица, св. Себастьян
Мельники – св. Гонорат, св. Леодегар (Легер, Leodegarius)
Монахи - Антоний Великий
Монахини - св. Схоластика
Музыканты и менестрели – Бенедикт Нурсийский, Юлиан Бедный, Григорий Великий, св. Дунстан, архиепископ Кентерберийский
Оружейники - Архангел Михаил, Св. Георгий, Лаврентий Римский
Охотники - Губерт Льежский, Евстахий
Стражники, телохранители – Гунтрам, Евангелист Матфей
Пастухи и пастушки - Архангел Рафаил, Регина
Пивовары - Августин Блаженный, Аманд, Дорофея Кесарийская, Евангелист Лука, Лаврентий Римский
Плотники - Апостол Фома, Иосиф Обручник
Поденщики - Исидор Землепашец
Прачки – Вероника
Сапожники - Апостол Варфоломей, Криспин, Теобальд из Альбы (блаженный)
Солдаты - св. Георгий, Маврикий, Мартин Турский, св. Себастьян, Феодор Стратилат
Ткачи - Анна, мать Богородицы, Радегунда
Трактирщики – св. Гентиан, св. Аманд, Мартин Турский
Тюремщики - Адриан Никомидийский, Ипполит Римский
Угольщики - Александр Тунисский (Александр Угольщик)
Юристы, судьи - Генезий Римский, Екатерина Александрийская

http://sherwood-arrow.livejournal.com/40467.html